На фоне тревожных сообщений о вспышке тяжелой формы птичьего гриппа в Китае, унесшей жизни уже 15 людей несколько забылась другая серьезная угроза всему человечеству – атипичная пневмония. Но здесь ученые нашли «противоядие» довольно быстро.
В начале осени прошлого 2012 года были выявлены первые больные тяжелым острым респираторным синдромом, которую у нас привычно называют «атипичная пневмония», а в западных странах используют аббревиатуру SARS.
Первые случаи «нового старого» заболевания были выявлены на Ближнем Востоке в минувшем сентябре. К настоящему времени известно о 17 заболевших, из которых 11 умерли.
Вирусологи быстро установили, что в отличие от вспышки атипичной пневмонии 2002-2003 годов новые случаи заболевания SARS были вызваны значительно видоизмененным возбудителем – коронавирусом, получившим название nCoV.
Между тем американские ученые сотрудники Национальных институтов здравоохранения (National Institutes of Health) сообщают, что во время экспериментов с культурами тканей легких (образцы были получены от обезьян зараженных вирусом nCoV), успешно испытали комбинацию двух известных препаратов для контроля коронавируса.
Как ни странно, но новый возбудитель атипичной пневмонии оказался уязвим перед препаратами, широко используемыми для лечения других вирусных инфекций, в том числе вирусного гепатита С.
И интерферон альфа 2b, и рибавирин каждый по отдельности проявляли активность в отношении вируса nCoV, однако в пересчете на «человеческие» дозы для лечения SARS понадобилось бы введение слишком большого количества каждого препарата – гораздо больше допустимых доз.
Ученые решили подобрать комбинацию обоих препаратов, обладающую максимальной противовирусной активностью при минимальной дозе – и преуспели в этом.
Авторы открытия сообщают, что в ближайшее время проверят полученные результаты на животной модели – с использованием обезьян в качестве подопытных животных.