Повторная операция после проведения открытой реконструкции торакоабдоминальной аортальной аневризмы является важным техническим примером. Постоянно растущий уровень заболеваемости ВИЧ-инфекцией представил спектр редких и угрожающих жизни заболеваний. Об аневризмах, обусловленных ВИЧ-инфекцией, было известно и ранее, но патогенез их развития остается невыясненным.
Мы докладываем о случае поэтапного эндоваскулярного и комплексного лечения рецидивирующей торакоабдоминальной аортальной аневризмы (ТААА) у ВИЧ-позитивного больного.
В июле 2005 года к нам в отделение обратился больной 58 лет с болью в спине. В анамнезе были артериальная гипертензия, курение, дислипидемия и ВИЧ-инфекция. С 1997 года ему была назначена антиретровирусная терапия. В анамнезе болезни у больного отмечался криптококкоз, цитомегаловирусная инфекция и пневмококковый менингит. В июле 2002 года больному проведена открытая операция по реконструкции торакоабдоминальной аортальной аневризмы по Кроуфорду (тип III) с наложением клипс на сосуды швов. Последние пять межреберных сосудов были объединены в косой проксимальный анастомоз, а висцеральные сосуды реанастамозированы в один анастомоз. Микробиологические тесты образцов аорты на микотическую инфекцию были отрицательны. Два года спустя обнаружены симптоматическая, неинфицированная псевдоаневризма проксимального анастомоза (72 мм) и истинная аневризма межреберной артерии (50 мм). У пациента не наблюдалось признаков сепсиса, таких как лихорадка, лейкоцитоз, бактериемия и наличие газа при проведении компьютерной томографии (КТ). Из-за срочности ситуации сцинтиграфия маркированных лейкоцитов не проводилась. Сразу же были поставлены два стента Talent (Medtronik AVE, Sunrise, FL) (рис. 1) проксимально в чревный артериальный ствол (28-24-113) и вверх по ходу аорты до левой подключичной артерии (30-30-115). Признаков ишемии спинного мозга у больного не наблюдалось. Через 6 месяцев после операции при проведении КТ было обнаружено, что диаметр аневризмы уменьшился до 46 мм без признаков внутреннего просачивания в местах стыков.
Во время проведения последнего обследования при КТ-ангиографии обнаружен разрыв висцеральной аортальной бляшки (рис. 2 А), и больной подвергся срочной операции. На тот момент у пациента не было каких-либо признаков инфекции по данным клинических, лабораторных или КТ-исследований. Ретроградная реваскуляризация из аортального протеза в почечные артерии и верхнебрыжеечной артерии проведена с помощью тройного протеза (6-миллиметровый прямой дакроновый протез, сшитый с раздвоенным протезом 14 х 7 мм). Прямой стент Talent 28-28-130 введен через 10-миллиметровый вспомогательный протез к основе тройного протеза (рис. 2 В, С). Ангиограмма во время процедуры и послеоперационная КТ-ангиография показали раскрытое состояние реваскуляризированных почечных и брыжеечной артерий и никаких признаков просачивания. После операции был назначен цефуроксим (1 г внутривенно три раза в день в течение 7 дней), и затем ципрофлоксацин (500 мг per os дважды в день в течение месяца). Больной был выписан на 8-й день после операции без почечных и висцеральных ишемических осложнений. Через 9 месяцев пациент чувствовал себя нормально, при проведении КТ было обнаружено полное выключение аневризмы.
Появление рецидивирующих торакоабдоминальных аортальных аневризм у ВИЧ-позитивных больных [1] ставит вопрос об их этиологии и терапевтическом подходе. В связи с широким распространением ВИЧ-инфекции связанные с ней псевдо- и истинные аневризмы возникают все чаще и становятся четким клиническим и патологическим признаком [2]. Предложено несколько патогенетических механизмов развития этих аневризм:
Повторная открытая коррекция торакоабдоминальных аортальных аневризм – технически сложная операция [4]. Она связана с высоким уровнем смертности и частотой развития параплегий, хотя эти данные и противоречивы. Эндоваскулярные методики имеют ряд преимуществ: они менее инвазивны, требуют меньшего времени пережатия аорты. Хотя отдаленные результаты еще рассматриваются, эндоваскулярная процедура является первым методом лечения аневризм нисходящей грудной аорты у пожилых и ослабленных больных [5]. Кроме того, что этот метод менее инвазивен, он позволяет производить повторные вмешательства. Это значительное преимущество особенно у пациентов с ВИЧ-обусловленными аневризмами, которые могут быть многочисленны и разной локализации.
У данного ВИЧ-позитивного больного наличие многочисленных и последовательных аневризм аорты с вовлечением висцеральных сосудов потребовало поэтапного комплексного лечения с применением эндоваскулярного выключения аневризмы и открытой оперативной реваскуляризации обеих почечных и верхнебрыжеечной артерий с удовлетворительными ранними результатами.
Несмотря на ранние наблюдения, можно сделать вывод, что комплексное лечение торакоабдоминальных аортальных аневризм является выполнимым и дает неплохие результаты у отобранных больных. Более того, в последнее время в литературе было представлено несколько случаев многочисленных и рецидивирующих ВИЧ-обусловленных аневризм. Пациенты с ВИЧ и СПИДом, которым были проведены операции по поводу торакальных и торакоабдоминальных аневризм, нуждаются в тщательном наблюдении.
Eur J Vasc Endovasc Surg, Jan 2007; 33: 78-80.Перевод к.м.н. О.Н. Лазаренко.
Выражаем благодарность авторам статьи за разрешение на ее перевод и публикацию.