Швейцарские ученые с успехом применяют метод анализа ДНК для идентификации видов ядовитых змей по микроскопическим остаткам яда в ранке после укуса. Такая информация способствует более эффективному лечению жертв опасных пресмыкающихся.
Для жителей урбанизированной Европы ядовитые змеи представляются почти такой же экзотикой, как и ядовитые медузы. Между тем, в мире от укусов этих пресмыкающихся ежегодно гибнут десятки тысяч людей. Многих из них можно было спасти, если бы точно знать, змея какого именно вида «ужалила» жертву.
Существуют противозмеиные сыворотки, которые защищают от действия яда змей нескольких видов, но при многообразии «гадов» в тропических странах чаще приходится использовать моновалентные сыворотки, которые к тому же более эффективны.
Однако змеям после укуса удается чаще всего исчезнуть «неопознанными», что значительно снижает шансы пострадавшего человека на получение адекватной медицинской помощи.
Ежегодно змеиные укусы получают порядка 420 000 жителей планеты, из которых погибает не менее 94 000. Эксперты считают, что эти данные занижены в разы, поскольку медики получают информацию далеко не обо всех случаях атаки змей – нередко жертва погибает еще по дороге в больницу.
А ученые из университета швейцарского города (Geneva University) создали метод выявления и анализа ДНК клеток змеиного яда, который в ничтожных количествах сохраняется в следах укуса змеи.
Такой экспресс-анализ ДНК часто применяется в судебно-медицинской экспертизе.
Авторы испытывали эффективность метода «в полевых условиях» в Непале, стране с самым большим количеством змеиных укусов на 100 000 человек. Швейцарские ученые анализировали ДНК, обнаруженную в следах, которые остались после 194 змеиных укусов.
Исследователи из Женевы сообщают, что метод показал практически 100% точность, что было подтверждено успешным результатом применения соответствующей противозмеиной сыворотки.
Однако это метод оказывается совершенно неэффективным в том случае, если укушенный пытался спастись с помощью народной медицины: прижигания места укуса, втирания различных снадобий и тому подобного.