Неблаговидная роль липопротеинов низкой плотности или «плохого» холестерина в развитии инфарктов и инсультов была установлена еще более 40 лет назад. Сейчас ученые обнаружили, что холестерин вдобавок способствует метастазированию рака.
Плохой холестерин способен откладываться на стенках кровеносных сосудов в виде «бляшек», которые постепенно перекрывают просвет сосуда и уменьшают кровоток по нему. В случае поражения бляшками стенок артерий, питающих кровью сердечную мышцу, это приводит к кислородному голоданию миокарда и развитию инфаркта, а если бляшки откладываются в церебральной артерии, по которой кровь, насыщенная кислородом, поступает к мозгу, может развиться инсульт.
Однако, как обнаружили ученые из университета австралийского города Сидней (Sydney University), на этом «прегрешения» липопротеинов низкой плотности отнюдь не заканчиваются…
Сиднейские исследователи открыли механизм, благодаря которому раковые клетки повышают способность образовывать метастазы, вторичные опухоли в других органах и тканях, расположенных на расстоянии от первичной опухоли.
Оказалось, что «плохой» холестерин охотно поглощается злокачественными клетками, мигрирующим по организму, и под его воздействием на их поверхности появляется значительно большее число так называемых интегринов.
Интегрины – это особы рецепторы на поверхности клеточной мембраны, которые в случае с раковыми клетками помогают им прикрепляться к здоровым тканям и начинать там процесс роста и деления.
Вместе с тем ученые из Сиднейского университета обнаружили что «хороший» холестерин (липопротеины высокой плотности) при его поглощении злокачественными клетками приводит к уменьшению количества интегринов и снижению их активности.
«Полученные нами результаты отчасти объясняют открытый недавно положительный побочный эффект приема статинов – препаратов для снижения уровня липопротеинов низкой плотности. Было обнаружено, что у пациентов, страдающих раком предстательной железы и принимающих статины, значительно снижается риск появления метастазов опухоли», – сообщает руководитель этого исследования профессор Томас Грувал (Thomas Grewal).