В рамках Международной конференции в Брюсселе профессор организационной политики в сфере фармации и общественного здравоохранения Лондонского университета Дэвид Тейлор выступил с докладом о существующих проблемах в организации лечения пациентов, проживающих в странах Европейского Союза.
По его словам, даже во многих развитых западных государствах медицина часто сталкивается с так называемой параллельной торговлей и подделкой фармацевтических препаратов, и эти явления ни в коем случае нельзя недооценивать.
По мнению профессора Тейлора, в связи со сложностью предоставляемого материала политические или общественные деятели в своих заявлениях часто вынуждены прибегать к значительным упрощениям, что порой приводит к непониманию потребителями услуг здравоохранения, насколько важно учитывать, к примеру, риск от самостоятельного приобретения лекарственных средств. Тем не менее политика Европейского Союза в сфере организации медицинской помощи населению сейчас направлена именно на то, чтобы сделать пациентов более ответственными и дать им больше возможностей в организации собственных лечебно-профилактических мероприятий. На первый взгляд, это приводит к большей степени удовлетворенности больных, ведь из предложенных вариантов они выбирают именно то, что является наиболее удобным в их конкретном случае. Все же чем больше «полномочий» будет предоставлено потребителям услуг здравоохранения, а прием лекарственных средств станет легкодоступным, тем сложнее будет обеспечивать интегрированную систему изготовления, поставки и реализации фармацевтических препаратов.
Как утверждает профессор Тейлор, попытки объяснить населению опасность подобной ситуации уже неоднократно предпринимались в разных государствах, но аргументы, приводимые властями, были и остаются слишком сложными для всеобщего понимания. Выделение нескольких легкодоступных положений существенно помогает критически оценивать ситуацию.
С середины прошлого столетия американская система оказания медицинской помощи населению начала существенно отличаться от европейской. В значительной степени различия были обусловлены неодинаковыми последствиями второй мировой войны, но до 1940-х организация лечебно-профилактических мероприятий на обоих континентах была построена по одному и тому же принципу. Следовательно, множество проблем и потребностей медицины, существующих сегодня в США и ЕС, имеют общие решения с точки зрения международной солидарности и позиций партнерского инвестирования.
По словам профессора Тейлора, в мировом здравоохранении наступает момент, когда будущее медицины, ее эффективность и доступность зависят от направлений развития, выбранных правительствами на обоих материках. Поэтому, прежде чем принимать конкретные решения, нужно детально проанализировать не только современную ситуацию, но и потенциальные последствия вводимых изменений в будущем. Преувеличение значимости проблемы может привести к нерациональному использованию ресурсов, а значит, и к неэффективной организационной работе. С другой стороны, игнорирование существующих недостатков в будущем способно привести к катастрофе.
После образования Европейского Союза система здравоохранения столкнулась с ранее не известными проблемами. Одной из них по праву можно считать неравномерность распределения фармацевтического сектора. Эндемические, социальные и геополитические особенности конкретных регионов обусловливают существенные различия между потреблением различных лекарственных средств на уровне стран – членов ЕС. Возникает необходимость создавать критерии правильного распределения доступной базы медикаментов. Поверхностное решение, учитывающее только количество фармацевтических препаратов, употребленных в предыдущие годы, не всегда реально: ведь изменяются сами препараты, а также подход к их использованию. Еще больше усложняет ситуацию изменение отношений между врачами и пациентами. Когда у больных есть большая свобода выбора, они становятся подвержены влиянию рекламы.
Европейский Союз постепенно приближается к созданию единого рынка, но пока общая экономика не будет сформирована, организаторам здравоохранения придется ломать голову и над тем, как объединить разные по ценовой политике фармацевтические секторы отдельных государств, которые сегодня значительно различаются по годовому обороту. Кроме того, необходимо учитывать и вариабельность инвестирования в научные разработки, производство, а также получаемые доходы. Ни для кого не секрет, что в этом аспекте научно-производственный потенциал Швейцарии гораздо выше, чем Италии или Норвегии, хотя все эти страны находятся на высоких уровнях экономического развития.
Господин Тейлор выразил мнение, что в ближайшее время странам Западной и Центральной Европы нужно будет заняться изменением существующего законодательства и особенно нескольких весьма важных моментов.
Во-первых, контроль безопасности препаратов, а также их эффективности должен постоянно осуществляться на необходимом высоком уровне и адаптироваться к стремительному развитию фармацевтической индустрии. Во-вторых, помимо контроля качества собственно лекарственных средств, придется реализовывать новые подходы к информированию пациентов в условиях расширения их «полномочий». Не менее важным, по словам профессора Тейлора, будет вопрос регулирования цены лечения. Соседствующие страны, да и вообще все государства – члены ЕС должны быть экономически заинтересованы в сотрудничестве, ведь иначе ни о какой глобализации не может быть и речи.
Что же касается актуальных проблем современного европейского фармацевтического рынка, то к их числу относятся как глобальные, так и местные, обусловленные политическими и юридическими особенностями. С каждым годом торговля лекарственными средствами через Интернет приобретает все больший размах. Даже если не учитывать нелегальную продажу медикаментов таким способом, проблем все равно остается немало. Так называемые электронные аптеки достаточно сложно контролировать, и не во всех странах существуют нормативные документы, юридически определяющие их возможности и ограничения.
Не менее важным следует считать параллельное импортирование лекарственных средств в государствах – членах ЕС. Это явление, которое было признано легальным, заключается в закупке медикаментов в странах с более низкими ценами с последующей продажей в других государствах, где установленная рыночная стоимость таких же препаратов значительно выше и соответствует мировому уровню.
В последнее время параллельное импортирование используется многими политиками в качестве приманки для привлечения избирателей в богатых странах. Вполне логично, что если такие же лицензированные лекарства можно купить дешевле где-то еще, то пациенты вряд ли захотят выкладывать за них существенно больше денег у себя дома. Именно здесь, как утверждает профессор Тейлор, и начинаются «подводные камни».
Исследования, проведенные в Лондонской высшей школе экономики совместно с Лондонским институтом фармации, показали, что параллельное импортирование позволяет европейскому здравоохранению сэкономить весьма незначительное количество ресурсов. При этом, в конечном итоге, цепь поставки фармацевтических препаратов значительно осложняется и становится менее эффективной. Основной причиной таких явлений следует считать то, что большая часть разницы между стоимостью лекарственных средств остается «в кармане» у компаний-перекупщиков. То есть, эти деньги получают те, кто вообще не задействован ни в научных исследованиях, ни в производстве. Следовательно, руководители здравоохранения Европейского Союза должны рассматривать энтузиазм населения к параллельному импортированию как угрозу международным правам на интеллектуальную собственность, а также нормальной работе системы обеспечения европейцев медикаментами.
В отличие от параллельного импортирования опасность распространения поддельных медикаментов вполне очевидна. Интересно, что качество поддельных лекарственных средств существенно отличается в развитых странах по сравнению с экономически отсталыми регионами. Если, например, в Африке поддельные медикаменты приводят к смерти многих и многих тысяч, то в развитых государствах – это относительно безопасный и высоко прибыльный вид криминальной деятельности. Производство поддельных лекарственных средств подразумевает, в первую очередь, имитацию внешнего вида оригинального препарата, его упаковки и совсем не обязательно терапевтического действия. Даже если производители поддельного препарата хотели сделать его безопасным, всегда существует высокий риск негативного влияния на здоровье пациентов, употребляющих такие «лекарства». В условиях нелегального производства часто происходят технологические ошибки, а отозвать выпущенную партию не представляется возможным. Часто даже при обнаружении того, что препарат не является оригинальным, аптеки все еще пытаются его реализовать, чтобы вернуть затраченные деньги.
Важнейшим фактором, определяющим экономическую выгоду от нелегального производства фармацевтических препаратов, является его относительная дешевизна. Во-первых, продукт должен повторять только цвет и форму оригинала, а не его химическую структуру, а во-вторых, нет необходимости вкладывать деньги в получение сертификатов от множества контролирующих инстанций. Интересно, что, по данным профессора Тейлора, наибольшее количество поддельных лекарственных препаратов встречается именно в малоразвитых странах, где стоимость медикаментов является относительно небольшой. Судя по всему, это обусловлено плохим контролированием фармацевтического рынка со стороны государства, что позволяет организовывать масштабное нелегальное производство.
По мнению Дэвида Тейлора, возможным решением существующей проблемы может быть временное прекращение распространения медикаментов через внутренние границы ЕС, пока не сформируется система свободного ценообразования либо пока не будет выделено достаточно средств для борьбы с поддельными фармацевтическими препаратами и создания соответствующей региональной и глобальной политики.
В заключение профессор Тейлор отметил, что одним из важнейших методов борьбы с недостатками современной медицины Европейского Союза следует считать информирование общественности. Европейцы должны знать, что подделка лекарственных средств на современном этапе является серьезной угрозой здравоохранению и эта информация подтверждена Советом Европы и Всемирной организацией здравоохранения. Политические подходы к решению этой проблемы противоречивы, но тем не менее правительство должно придти к консенсусу, ведь речь идет о потенциально смертельных последствиях.
«Подделка лекарственных средств широко распространена и достигла таких масштабов, когда для повышения эффективности национальных и региональных стратегий необходима координация и сотрудничество на международном уровне». Декларация Всемирной организации здравоохранения, Рим, 2006