Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) является наиболее сильным из всех известных факторов риска, способствующих активации латентной туберкулезной инфекции. Риск развития активного туберкулеза у ВИЧ-инфицированных с сопутствующим инфицированием M. tuberculosis достигает 5-15% в год, в то время как риск неинфицированных ВИЧ составляет всего 5-10% в течение жизни.
ВИЧ/СПИД-АССОЦИИРОВАННЫЙ ТУБЕРКУЛЁЗ ЛЁГКИХ (ТБЛ) МКБ-10: А15-А16; В20
ВИЧ/СПИД-АССОЦИИРОВАННЫЙ ВНЕЛЕГОЧНОЙ ТУБЕРКУЛЁЗ (ВТБ) МКБ-10: А15-А18; В20
Помимо этого, ВИЧ-инфекция повышает вероятность рецидива ТБ, причиной которого может быть либо эндогенная реактивация, либо экзогенная повторная инфекция.
По мере прогрессирования ВИЧ-инфекции сокращается количество и уменьшается функциональная активность Т-лимфоцитов (CD4+ клеток) примерно на 50-80 клеток/мм3/год. Снижается способность иммунной системы противостоять проникновению в организм, размножению и распространению M. tuberculosis.
Форма ТБ (легочная, внелегочная) зависит от степени иммуносупрессии. Клиническая картина случаев ТБ на ранней стадии ВИЧ-инфекции сходна с картиной пациентов, неинфицированных ВИЧ. Наиболее распространенной формой является легочный ТБ. Клиническая картина, результаты мазков мокроты и флюорографии различаются между собой на ранней стадии ВИЧ-инфекции (более 350 CD4+ клеток/мм3) и поздней стадии (менее 200 CD4 клеток/мм3). На ранней стадии ВИЧ-инфекции обнаруживают кислотоустойчивые бактерии в мазке мокроты и характерные изменения на рентгенограмме легких, часто – с наличием полостей. На поздней стадии клиническая картина напоминает первичный ТБЛ с отрицательными результатами мазка мокроты и инфильтративными изменениями на рентгенограмме без образования полостей.
Случаи ТБЛ с отрицательным результатом микроскопии мазка мокроты, при сочетании с ВИЧ-инфекцией, достигают 20-35% от всех зарегистрированных случаев ТБ у взрослых.
В случае тяжелого иммунодефицита, который быстро развивается, возрастает частота внелегочной формы ТБ (ВТБ) как среди взрослых больных, так и среди детей. Наиболее распространенными формами ВТБ среди взрослых больных являются выпот в плевральной полости, туберкулез периферических и внутригрудных лимфатических узлов, перикардиальный выпот, менингит и гематогенный диссеминированный (милиарный) туберкулез. Бактериемическая форма ТБ встречается у пациентов с уровнем лимфоцитов CD4+ около 100/мм3 и менее. Наиболее частой причиной лихорадки у ВИЧ-инфицированных является бактериемическая форма ТБ. В этих случаях результаты анализа на гемокультуру оказываются положительными у 10%-20% пациентов.
У ВИЧ-инфицированных пациентов на фоне туберкулеза иммунодефицит обычно усугубляется, что стимулирует прогрессирование других оппортунистических инфекций, таких как кандидозное воспаление пищевода (Candida oesophagitis), менингеальный криптококкоз и особенно – пневмоцистная пневмония (Pneumocystis carinii). Все эти оппортунистические инфекции могут привести к летальному исходу. В этом случае ТБ является косвенной причиной смерти.
Туберкулез является наиболее частым оппортунистическим заболеванием у ВИЧ-инфицированных в странах с высоким уровнем заболеваемости туберкулезом, к которым относится и Украина, и наиболее частой причиной смерти у больных СПИДом.
Заболеваемость ВИЧ-ассоциированным туберкулезом в Украине составляла в 2004 г. 2,4 случая на 100 тыс. населения, смертность – 2,0 на 100 тыс. населения. При уровне заболеваемости ТБ в Украине 80,9 на 100 тыс. населения и ВИЧ-инфекции – 25,9, уровень заболеваемости ВИЧ-ассоциированным ТБ, по расчетам экспертов ВОЗ, должен составлять, как минимум, 10 на 100 тыс. населения. Низкий показатель заболеваемости ВИЧ-ассоциированным ТБ в Украине свидетельствует о значительном недовыявлении сочетанного заболевания, что подтверждается показателями смертности – большая часть выявленных больных с ВИЧ-ассоциированным ТБ умирает (83%) в связи с тяжелыми, несвоевременно выявленными, формами ТБ.
Патогенез ТБ такой же, как и ВИЧ-отрицательных индивидуумов, за исключением того, что при значительном иммунодефиците со снижением количества CD4+ клеток до 100/мм3 и менее не формируется типичная туберкулезная гранулема. Из-за снижения количества CD4+ клеток и функциональной активности макрофагов не образуется казеозный некроз, гигантские клетки Пирогова-Лангханса, эпителиоидные клетки. В гранулеме присутствуют плазматические, ретикулярные клетки, единичные лимфоциты, макрофаги и, при окрашивании мазка препарата по Цилю-Нильсену, – большое количество кислотоустойчивых бактерий. Определяется прямая корреляционная связь между атипизмом туберкулезной гранулемы и вероятностью выделения микобактерий туберкулеза в исследуемом материале.
Особенности клинического течения туберкулеза у ВИЧ-инфицированных
Рентгенологические проявления
УЗИ признаки: увеличение внутрибрюшных лимфатических узлов, очаги или очаговая диссеминация в печени, селезенке.
МРТ головы: очаги или очаговая диссеминация в головном мозге.
Любые поражения органов и систем, которые выявляются при объективном осмотре пациента, рентгенологических, УЗИ и МРТ методах обследования, сопровождаются интоксикационным синдромом.
Морфологические признаки
Не характерны для туберкулеза из-за обеднения лимфатической системы лимфоидными элементами без формирования центрального казеозного некроза (атипичная гранулема). При СПИД-ассоциированном ТБ наблюдается строгая тенденция к увеличению количества МБТ в пораженном органе с одновременным ослаблением гистологических признаков туберкулезного воспаления.
Выделение МБТ
Характерно редкое выделение МБТ, особенно методом микроскопии. При генерализованных формах ТБ (милиарный) определяется туберкулезная бактериемия (в посевах крови почти у 70% больных СПИД-ассоциированным ТБ определяют МБТ). Характерно выявление КУБ при окрашивании отпечатков лимфатических узлов по Цилю-Нильсену и МБТ при посеве материала биопсии или пунктата лимфоузла на питательные среды.
Ликвор при туберкулезном менингоэнцефалите
Увеличение количества лимфоцитов, содержания белка, снижение уровня глюкозы. В некоторых случаях ликвор может не отличаться от нормы (чаще, чем у ВИЧ-отрицательных больных). Выделение криптококка из ликвора не исключает ТБ, т.к. оба заболевания могут сочетаться. Необходим тщательный анализ результатов лечения и клинического состояния больного, поскольку положительный результат посева на криптококк получают значительно раньше, чем на МБТ.
Ответ на туберкулин
При снижении количества CD4+ ниже 200 клеток в мм3 часто определяют ложно- отрицательный результат.
Вакцинация БЦЖ
По рекомендациям ВОЗ, вакцинация БЦЖ должна проводиться новорожденным, у которых нет признаков иммунодефицита. У ВИЧ-инфицированных развиваются «бецижиты», генерализованная БЦЖ-инфекция, которая может привести к смерти.
Другие оппортунистические инфекции
Часто сопровождают туберкулез и могут быть причиной смерти больного в случае отсутствия соответствующего лечения. Пневмоцистная и неспецифическая инфекция может сопровождать туберкулез легких. Криптококковый менингоэнцефалит может сопровождать туберкулезное поражение ЦНС.
Эффективность лечения ТБ
Зависит от распространенности специфического процесса, химиорезистентности МБТ, непереносимости и побочных реакций от противотуберкулезных препаратов и от степени иммунодепрессии, вида и количества других ВИЧ-ассоциированных заболеваний. При своевременном лечении туберкулеза (до развития генерализованных форм), диагностике и лечении других оппортунистических заболеваний и контролируемости химиотерапии туберкулеза, эффективность лечения туберкулеза у ВИЧ-инфицированных выше, чем у ВИЧ-отрицательных, т.к. отсутствие типичной гранулемы способствует лучшему проникновению противотуберкулезных препаратов в очаг поражения. Выраженная иммунодепрессия способствует обострению и прогрессированию ТБ при отмене противотуберкулезного лечения.
Отсутствие положительного ответа на противотуберкулезное лечение свидетельствует либо об ошибочном диагнозе ТБ, либо о резистентной форме ТБ, т.к. ВИЧ-инфицированные относятся к лицам с высоким риском лекарственной устойчивости МБТ из-за частых нарушений режима приема противотуберкулезных препаратов.
Проводится в том же объеме, что и у ВИЧ-отрицательных лиц, за исключением того, что дополнительные исследования с целью уточнения диагноза проводятся в общей медицинской сети или в Центрах СПИДа (инфекционных отделениях), т.к. многие оппортунистические заболевания имеют схожие с туберкулезом симптомы и проявления. Обследование пациентов с отрицательным результатом мазка мокроты на КУБ, в условиях противотуберкулезного диспансера, недопустима из-за высокого риска ВИЧ-инфицированных заболеть активным туберкулезом в случае внутрибольничного инфицирования.
Проводится в Центрах СПИДа при консультативной поддержке фтизиатров. При выявлении пациентов с симптомами, подозрительными на туберкулез (кашель дольше 3 недель, снижение массы тела, лихорадка), выполняют рентгенографическое обследование органов грудной клетки. При выявлении изменений на рентгенограмме (при обследовании по обращаемости или при профилактическом флюорографическом обследовании) обязательно проводят трехкратное исследование мокроты методом микроскопии на КУБ. При выявлении КУБ хотя бы в одном исследовании пациента направляют в противотуберкулезный диспансер. При отсутствии КУБ в трех пробах мокроты проводят дифференциальную диагностику со следующими оппортунистическими заболеваниями.
Дифференциальная диагностика заболеваний легких с изменениями на рентгенограмме у ВИЧ-инфицированных
Диагностика туберкулеза периферических лимфатических узлов
Проводится в Центрах СПИДа или в общей медицинской сети, т.к., наряду с туберкулезом, существуют другие заболевания, которые поражают лимфатическую систему у ВИЧ-инфицированных.
Обязательными обследованиями являются:
Предпочтение следует отдавать удалению лимфатического узла для морфологического исследования, т.к. в этом случае можно получить более качественные гистологические препараты, которые позволят поставить альтернативный диагноз.
Диагноз туберкулеза выставляют при обнаружении КУБ методом микроскопии или МБТ при посеве, или специфических морфологических признаков.
Дифференциальная диагностика заболеваний лимфатической системы
Проводится в Центрах СПИДа и общей медицинской сети. Подозрение на туберкулез внутригрудных лимфатических узлов вызывает длительная лихорадка неустановленного генеза, сопровождающаяся исхуданием, потливостью по ночам, анемией. При формировании свищевой формы (в подлежащий бронх) у пациента может быть кашель с выделением мокроты.
Диагностические мероприятия при подозрении на туберкулез внутригрудных лимфатических узлов
Дифференциальную диагностику проводят с лимфогранулематозом, для которого характерно симметричное увеличение паратрахеальных и трахеобронхиальных лимфатических узлов. Необходимо проводить гистологическую диагностику с взятием трансбронхиальной биопсии.
Диагноз туберкулеза внутригрудных лимфатический узлов выставляют на основании вышеуказанной клинической картины с несимметричным увеличением преимущественно бронхопульмональных лимфатических узлов. Окончательное подтверждение диагноза происходит при положительном ответе на противотуберкулезную терапию.
Проводится в Центрах СПИДа и общей медицинской сети. Подозрение на туберкулез внутрибрюшных лимфатических узлов вызывает длительная лихорадка неустановленного генеза, сопровождающаяся исхуданием, потливостью по ночам, анемией, отсутствие изменений на обзорной рентгенограмме органов грудной полости, болями в животе.
Диагностические мероприятия при подозрении на туберкулез внутригрудных лимфатических узлов
Диагноз выставляют на основании вышеуказанной клинической картины с увеличением внутрибрюшных лимфатических узлов при исключении других оппортунистических заболеваний. Окончательное подтверждение диагноза происходит при положительном ответе на противотуберкулезную терапию.
Диагностику проводят в инфекционных отделениях из-за высокой частоты криптококковых и вирусных менингоэнцефалитов. В противотуберкулезных диспансерах диагностику проводят в случае туберкулеза в анамнезе.
Диагностические исследования при туберкулезе центральной нервной системы
Диагноз туберкулеза выставляют при обнаружении в ликворе КУБ методом микроскопии, обнаружении милиарной диссеминации в легких или при исключении других причин менингоэнцефалита.
Дифференциальная диагностика менингоэнцефалитов
Диагностический алгоритм при установлении причины длительной (более четырех недель) лихорадки
Длительную лихорадку, сопровождающуюся исхуданием/истощением, анемией у ВИЧ-инфицированных могут вызывать несколько заболеваний: милиарный туберкулез, туберкулез лимфатической системы (периферических, внутригрудных, внутрибрюшных лимфатических узлов), септический эндокардит, сепсис, лимфома, лимфогранулематоз. Наиболее частой причиной является туберкулез.
Диагностический алгоритм при установлении причины длительной лихорадки у ВИЧ-инфицированных
Определение случая туберкулеза и клинической категории больного туберкулезом для назначения соответствующего лечения проводится по тем же правилам, что и у ВИЧ-отрицательных пациентов. Режимы химиотерапии такие же, как и у ВИЧ-отрицательных пациентов (см. раздел «Туберкулез»).
Антиретровирусная терапия у больных ВИЧ-ассоциированным туберкулезом
Туберкулез приводит к дополнительному угнетению иммунитета и прогрессированию ВИЧ-инфекции, поэтому у пациентов с ВИЧ-ассоциированным туберкулезом количество CD4+ клеток может значительно снизиться. Однако, по мере лечения туберкулеза, состояние иммунитета может улучшиться, при этом количество CD4+ клеток может увеличиться (удвоиться и даже утроиться). Это позволяет отсрочить назначение высокоактивной антиретровирусной терапии (ВААРТ) до окончания интенсивной фазы и даже основного курса химиотерапии.
ВААРТ рекомендуется присоединять после начала противотуберкулезной терапии в конце интенсивной фазы лечения. Такая тактика обеспечивает лучшую переносимость как противотуберкулезной терапии, так и ВААРТ, и препятствует развитию тяжелых парадоксальных реакций на фоне реконституции иммунитета, которые проявляются бурным прогрессированием туберкулеза и угрожают жизни пациента.
Туберкулез нельзя вылечить у больных с выраженной иммунодепрессией (ниже 200 клеток в мм3) из-за высокой частоты обострения и прогрессирования болезни после отмены противотуберкулезной терапии.
ВОЗ выделяет два основных принципа антиретровирусной терапии
Для эффективного воздействия и ограничения развития резистентного вируса используются три препарата в комбинации. АРВ препараты принадлежат к одному из двух общих классов: 1) ингибиторов обратной транскриптазы (RTI); 2) протеазных ингибиторов (PI). Ингибиторы обратной транскриптазы далее подразделяются на две группы: 1) нуклеозидные ингибиторы обратной транскриптазы (NRTI) и 2) ненуклеозидные ингибиторы обратной транскриптазы (NNRTIs).
Проблемы, связанные с лекарственными взаимодействиями между АРВ-препаратами и рифампицином
Рифампицин остается самым активным противотуберкулезным препаратом и должен всегда использоваться во всех случаях, кроме тех, когда существуют противопоказания. Рифампицин стимулирует активность печеночных ферментов системы цитохрома Р450, которая обеспечивает метаболизм протеазных ингибиторов и NNRTIs. Это приводит к снижению уровней протеазных ингибиторов и NNRTIs в крови до 75% и больше. Протеазные ингибиторы и NNRTIs могут также усилить или подавить эту же энзимную систему и привести к изменению уровня рифампицина в крови. Лекарственные взаимодействия препаратов могут привести к снижению эффективности АРВ-препаратов, неэффективному лечению ТБ. Не смотря на это, рифампицин всегда должен включаться в режимы химиотерапии, поскольку значительно снижает риск рецидива туберкулеза у ВИЧ-инфицированных.
Особенности ВААРТ при применении рифампицина
Лучшие комбинации АРВ-препаратов для схем первой линии
На фоне ТБ может развиться пневмоцистная пневмония или токсоплазмоз, которые могут быть причиной смерти у пациентов с ВИЧ/СПИД-ассоциированным ТБ. Необходима первичная профилактика ко-тримоксазолом для профилактики пневмоцистной пневмонии и токсоплазмоза. Пациенты, у которых количество CD4+ клеток менее 200 на мм3, или у которых имеется орофарингеальный кандидоз, должны принимать ко-тримоксазол до тех пор, пока число клеток CD4+ не стабилизируется и не будет составлять более 200 клеток на мм3 как минимум в течение трех месяцев. Рекомендуется ежедневный прием сульфаметоксазола/триметоприма 160/800 мг.