Саркоидоз – системный, относительно доброкачественный гранулематоз неизвестной этиологии, характеризующийся скоплением активированных Т-лимфоцитов (CD4+) и мононуклеарных фагоцитов с образованием несекретирующих эпителиоидно-клеточных неказеифицированных гранулем в пораженных органах.
МКБ-10: D86
Преобладают легочные и внутригрудные проявления этого заболевания с вовлечением в процесс глаз, кожи, печени, селезенки и других органов и систем. Заболевание встречается во всем мире, поражая представителей обоих полов, всех рас и возрастов. Чаще болеют взрослые в возрасте до 40 лет, пик заболеваемости приходится на 20-29 лет. Распространенность саркоидоза колеблется от 1 до 40 случаев на 100 тыс. населения, в Украине – 3-4 на 100 тыс. населения, значительно чаще – в северных областях.
Причины развития саркоидоза до сих пор остаются неизвестными, несмотря на возможности современной медицины. Известны следующие этиологические факторы, приводящие к образованию гранулем: 1) инфекционные (вирусы, микобактерии, грибы и др.); 2) продукты растений и животных (пыльца, споры, белки); 3) соединения металлов (алюминий, бериллий); 4) неорганическая пыль (кварц, тальк, силикон). Большинство современных концепций предполагают, что причиной возникновения саркоидоза нельзя считать один фактор. Это сочетание генетических, экологических, инфекционных и иммунологических причин, т.е. болезнь отражает иммунный воспалительный ответ на этиологический агент у генетически предрасположенных индивидуумов.
Главный признак саркоидоза – неказеифицированные эпителиоидные гранулёмы. Они состоят из эпителиоидных клеток, макрофагов и многоядерных гигантских клеток, окруженных Т-лимфоцитами хелперами и фибробластами без казеозного некроза. На ранних стадиях формирования гранулемы характеризуются скоплением иммунокомпетентных клеток – активированных Т-клеток и макрофагов в месте развивающегося воспаления, чаще всего – в легких. У большинства больных это Т-хелперы с CD4+ фенотипом, в редких случаях преобладают CD8+ лимфоциты. Эти клетки спонтанно выделяют интерферон-g и интерлейкин-2 (IL-2), а также другие цитокины. В дальнейшем саркоидные альвеолярные макрофаги ведут себя как универсальные секреторные клетки, выделяющие большое количество различных цитокинов, включая фактор некроза опухоли (TNF-α), IL-12, IL-15 и факторы роста. TNF-α считают ключевым цитокином, участвующим в формировании гранулемы при саркоидозе. Существует два механизма увеличения количества клеток в ткани, вовлеченной в воспалительный саркоидный процесс – миграция клеток из периферической крови в легкие и их пролиферация. Повышенное высвобождение цитокинов, образующихся в макрофагах (IL-1, IL-6, IL-8, IL-15, TNF-α), и хемокинов (МIP-α, IL-16) способствует образованию гранулемы и повреждению легкого. Повышенная продукция макрофагами фиброгенных цитокинов (TGF-α и связанные с ним цитокины, PDGF и IGF-1) приводит к развитию фиброза.
Саркоидоз – системное заболевание с возможным вовлечением в патологический процесс всех органов и систем организма, с наиболее частым поражением легких – более чем в 90% всех случаев. Моноорганный процесс, в большинстве случаев, не типичен для саркоидоза. Клиническая картина заболевания зависит от этнической принадлежности, длительности процесса, локализации, распространённости и активности гранулёматозного поражения.
Из неспецифических конституциональных симптомов более чем у трети больных можно выявить слабость, недомогание, потерю массы тела, субфебрилитет, потливость. Утомляемость может быть очень выраженной, вплоть до неспособности работать. Одышка, сухой кашель, боли в грудной клетке встречаются примерно у половины больных с поражением легких. Могут также поражаться и дыхательные пути (гортань, трахея и бронхи), приводя к обструктивному синдрому и бронхоэктазам. Гиперреактивность дыхательных путей отмечается более чем у 20% больных. Другие нетипичные проявления включают в себя плевральный выпот, хилоторакс, пневмоторакс, утолщение и кальцинацию плевры, кальцинацию лимфатических узлов и образование полостей. Среди внелегочных поражений наиболее часто встречаются увеличение периферических лимфатических узлов (чаще шейные и паховые) и селезенки; узловатая эритема и ознобленная волчанка – при вовлечении кожи; аритмии и блокады разной степени – при поражении миокарда; увеит, нарушения проходимости слезных протоков – при вовлечении глаз; поражение основания мозга, вовлечение черепных нервов, гипоталамуса и гипофиза, а также объемные образования, периферическая нейропатия и нервно-мышечные расстройства – при саркоидозе ЦНС.
Диагностический процесс при саркоидозе предусматривает достижения четырёх целей:
Обязательные
При наличии показаний
У больных без гистологически подтвержденного диагноза с целью дифдиагностики:
Обязательные
При наличии показаний
Неинформативность бронхиальной и трансбронхиальной биопсий предусматривает поиск доступных мест для биопсии – периферические лимфатические узлы, кожа и др. Если это невозможно, необходимо проведение медиастиноскопии, видеоторакоскопической биопсии, трансторакальной пункции, аспирационной биопсии тонкой иглой и др. для обязательной морфологической верификации диагноза.
КТ, МРТ – при диссеминированных, интерстициальных процессах, особенно при объемной патологии средостения и ЦНС с целью дифдиагностики и выбора оптимального места биопсии.
УЗИ – при подозрении на вовлечение в процесс органов брюшной полости.
Обязательные:
При наличии показаний
Саркоидоз дифференцируют, в первую очередь, с туберкулезом и заболеваниями опухолевой природы (лимфогранулематоз, лимфомы, первичные и метастатические опухолевые поражения и др.), реже – с пневмокониотическими, ретикулоэндотелиальными, коллагенозными и др. заболеваниями. Во всех случаях саркоидоза необходимо гистологическое или цитологическое подтверждение диагноза. Но, поскольку аналогичная гистологическая картина может наблюдаться при ряде патологических состояний, всегда оправдан поиск других заболеваний. Поэтому, клинический диагноз саркоидоза должен строиться на основании трех положений:
Основной целью лечения при саркоидозе является подавление воспалительной реакции, предотвращении фиброзной трансформации гранулем и поддержание качества жизни пациента на должном уровне. Выбор лечения определяется локализацией процесса, степенью тяжести воспаления и наличием внелегочных поражений.
При наличии показаний
Нестероидные противовоспалительные препараты, отхаркивающие средства, бронхолитики, поливитамины. На протяжении всего периода приема кортикостероидов необходимы препараты калия и кальция.
При наличии показаний
В терминальных стадиях заболевания, которые характеризуются распространенным фиброзом легких с наличием сотовых изменений, булл, кист и эмфиземы с выраженной дыхательной недостаточностью показана трансплантация легких.
Санаторно-курортное лечение показано больным после исчезновения клинико-рентгенологических симптомов заболевания или на этапах поддерживающих доз в санаториях для больных с легочной патологией.
Среди реабилитационных мероприятий, в зависимости от исхода заболевания и вовлечения в процесс различных органов и систем организма, возможно применение диетического питания (в том числе разгрузочно-диетическая терапия), мануальной терапии, дыхательной гимнастики, ЛФК, механотерапии, фитотерапии, психотерапии.
При лечении кортикостероидами рекомендуется диета с ограничением поваренной соли, углеводов, обогащенная белками животного и растительного происхождения.
Ликвидация (уменьшение) симптомов заболевания и достижение клинического, лабораторного, рентгенологического выздоровления (ремиссии). Спонтанная регрессия заболевания может наблюдаться у 65-85% больных с І и ІІ ст. заболевания и у 30-40% при III ст.; остальным больным необходимо соответствующее лечение, которое должно продолжаться около 1-2 лет и приводит, в большинстве случаев, к полному клиническому излечению. Однако, больным с хроническим прогрессирующим течением необходима более длительная терапия, а части из них показан пожизненный прием кортикостероидов. При наблюдении без лечения необходимо проведение клинических, лучевых, функциональных и лабораторных исследований каждые 3-6 месяцев. При проведении лечения данные обследования должны проводиться каждые 1-3 месяца до выздоровления, и каждых 6 месяцев на протяжении двух лет и больше – после отмены терапии.
Какой-либо общепринятой первичной профилактики не разработано. Вторичная профилактика направлена на предупреждение провоцирующих обострения факторов, наиболее значимыми из которых являются стресс, курение, инфекции верхних дыхательных путей.
Во время обследования пациента информируют о течении заболевания, объеме обязательных и дополнительных методов исследования. Форма согласия пациента на выполнение конкретных медицинских процедур не предусмотрена.