– Смертность от заболеваний системы кровообращения в структуре общей смертности населения РФ составляет около 50%. По данным Росстата, в 2005 г. абсолютное количество умерших от сердечно-сосудистых заболеваний составляло 1300 тыс. человек. В структуре смертности преобладают ишемическая болезнь сердца (ИБС) и цереброваскулярные заболевания. Особенно тревожным является факт ежегодного увеличения смертности трудоспособного населения.
Этой актуальной теме был посвящен доклад доктора медицинских наук, профессора кардиологического научно-производственного комплекса Росздрава РФ Е.В. Ощепковой, с которым она выступила на I Национальном конгрессе терапевтов (1-3 ноября, г. Москва) в рамках симпозиума венгерской фармацевтической компании «Рихтер Гедеон».
В зависимости от эпидемиологической ситуации Минздрав РФ определяет приоритеты развития системы здравоохранения страны, руководствуясь тремя основными критериями: высокая смертность, заболеваемость и значительный экономический ущерб. По всем этим показателям лидируют болезни системы кровообращения, поэтому список приоритетов системы здравоохранения на 2006-2011 гг. возглавляют именно эти заболевания.
В настоящее время активно внедряются национальные проекты в области развития высокотехнологичной медицины и укрепления первичной медико-санитарной помощи. В течение последних 5 лет реализуется федеральная целевая программа по борьбе с артериальной гипертензией (АГ) – одной из основных причин развития цереброваскулярных заболеваний и ИБС, исследования в рамках которой показывают, что при адекватной терапии этих осложнений можно избежать.
За время реализации федеральной программы достигнуты определенные успехи. Так, почти в 2 раза возросло количество впервые выявленных больных с АГ, достигнутое за счет увеличения числа и улучшения качества профилактических осмотров, грамотно проводимой диспансеризации. Широкое распространение получили школы здоровья для больных АГ. Мировая практика показывает, что внедрение образовательных программ для больных приводит к улучшению оказания самопомощи, развитию у больных более сильной мотивации к лечению и улучшению контроля эффективности терапии заболевания.
На сегодня в РФ приверженность к лечению у больных АГ самая низкая среди всех хронических неинфекционных заболеваний – всего 50%. В рамках федеральной программы по борьбе с АГ разработано несколько инструментов оценки эффективности реализации мероприятий по профилактике и лечению этого заболевания. Московским кардиоцентром совместно с Саратовским институтом кардиологии создан федеральный регистр больных АГ – автоматизированная информационно-аналитическая система на основе Интернет-связи. В этой программе участвует 12 регионов страны. На сегодня в федеральный регистр внесены данные о 9 тыс. больных АГ. Данные регистра продемонстрировали, что процент больных, достигших целевого уровня артериального давления (АД), при котором максимально снижается риск развития осложнений, в зависимости от региона колеблется от 0 до 50-60%.
Данные метаанализа, включившего 120 тыс. смертельных случаев от сердечно-сосудистых заболеваний среди более чем 1 млн больных, показали, что риск смертности от инсульта и ИБС непосредственно зависит от уровня АД. Начиная с уровня систолического АД 115 мм рт. ст. с увеличением его на каждые 20 мм. рт. ст. смертность от осложнений возрастает в два раза. Для диастолического АД зависимость имеет аналогичный характер: начиная с уровня 75 мм рт. ст. его повышение на каждые 10 мм рт. ст. также приводит к увеличению смертности в два раза. Такая зависимость справедлива для всех возрастных категорий, но для пожилых больных этот риск значительно выше, чем для группы пациентов до 60 лет. В современной классификации АГ оптимальным уровнем АД считается 115/75 мм рт. ст.
Согласно данным регистра неврологии, проводимого в 1970-х гг., у половины больных, перенесших инсульт, была мягкая форма АГ с уровнями АД от 140/90 до 159/99 мм рт. ст. Эта категория лиц преобладает среди населения и сегодня: 70% всех форм АГ составляет мягкая ее форма, имеющая малосимптомное (часто бессимптомное) течение. Как правило, при незначительном повышении АД и эпизодической головной боли больные не обращаются к врачу, поэтому у этой категории пациентов лечение АГ часто начинается уже после развития осложнений.
Известно, что АГ является причиной развития не только острых, но и хронических нарушений мозгового кровообращения. Исследуя совместно с Московским кардиоцентром и институтом неврологии факторы риска развития нарушений мозгового кровообращения у больных с мягкой АГ, у 10% пациентов этой группы мы выявили асимптомные лакунарные инфаркты мозга.
Дополнительными факторами, играющими роль в развитии нарушений мозгового кровообращения при АГ, могут быть высокая вариабельность и нарушение суточного ритма изменения АД, в том числе высокое ночное АД, избыточное снижение АД, включая ятрогенное, высокое пульсовое давление, характерное для изолированной систолической гипертонии у пожилых лиц.
В 2001 г. опубликовано исследование, проведенное в Японии, в котором изучалось влияние суточного профиля АД на развитие нарушений мозгового кровообращения. В ходе исследования было установлено, что частота инсультов была большей у больных, у которых наблюдалось ночное повышение АД. Результаты исследования также показали, что развитие ишемических инсультов чаще регистрировалось у больных с чрезмерным снижением АД ночью, а геморрагических – у пациентов с недостаточным снижением АД или его подъемом в ночное время.
В НИИ неврологии РАМН проанализирована зависимость частоты инсультов от времени суток. Установлено, что в утренние часы фиксируется первый пик развития инсультов, что обусловлено резким подъемом АД именно в этот временной промежуток. Утренний подъем АД происходит и у здоровых лиц, но, в отличие от гипертоников, до адекватных цифр и при нормальном состоянии сосудов. По нашим наблюдениям, у больного АГ уже за час до пробуждения наблюдаются всплески подъема АД.
Для лечения АГ рекомендованы к использованию пять классов лекарственных препаратов первого ряда, что обусловливает, например, такие вопросы: какие препараты являются наиболее эффективными и есть ли у какого-либо из классов преимущества?
В 1990 г. в журнале Lancet было опубликовано исследование (R. Collins, S. MacMahon еt al., 1990), в котором изучалось влияние диуретиков и β-адреноблокаторов на риск развития инсульта у больных АГ по сравнению с плацебо. Результаты исследования показали, что лечение АГ данной комбинацией групп препаратов снижает риск развития инсультов на 38-40%.
Когда появляется новый класс препаратов, всегда есть надежда, что он будет эффективнее предыдущих. Так, было проведено большое количество рандомизированных сравнительных исследований ингибиторов АПФ и антагонистов кальция, в ходе которых установлено, что применение этой комбинации препаратов позволяет снизить риск возникновения инсультов на 35-40%. Среди антагонистов кальция значительное преимущество в профилактике развития нарушений мозгового кровообращения имеют пролонгированные формы производных дигидропиридина, наиболее полно реализующиеся при длительной терапии (на протяжении 4-5 лет). Исследования показали, что амлодипин значительно превосходил лосартан по снижению риска возникновения сосудистых катастроф в первые 6-12 месяцев лечения. За счет более активного и раннего антигипертензивного эффекта количество инсультов в указанный период времени было значительно меньшим на амлодипине, чем на лосартане, однако в более поздние сроки показатели сравнялись.
Крупнейшее скандинавское исследование ASCOT-BPLA показало, что ингибиторы АПФ и дигидропиридиновые антагонисты кальция – это действительно хорошая комбинация препаратов как для лечения АГ, так и достижения церебропротекторного эффекта. В указанном исследовании было проведено сравнение комбинаций препаратов атенолол + диуретик и амлодипин + периндоприл для лечения АГ у больных среднего и пожилого возраста. Было доказано, что комбинация амлодипин + периндоприл имеет значительное преимущество перед комбинацией атенолол + диуретик в снижении риска развития инсульта у больных АГ обеих возрастных групп.
Метаанализ (J.G. Wang, J.A. Staessen et al., 2005), посвященный применению дигидропиридиновых антагонистов кальция показал, что данные препараты в большей степени, чем другие гипотензивные средства, уменьшают толщину комплекса интима-медиа сонных артерий.
Антагонисты кальция дигидропиридинового ряда обладают антиатеросклеротическим действием, которое было подтверждено нами в исследовании темпа прогрессирования атеросклероза сонных артерий у больных АГ. Мы изучили объемную скорость кровотока методом дуплексного сканирования и определили, что в группе больных, получавших в течение 3 месяцев амлодипин, наблюдалось достоверное увеличение скорости кровотока в бассейне сонных артерий по сравнению с другой группой пациентов, которые этот препарат не принимали.
Антагонисты кальция дигидропиридинового ряда оказывают и антивазоконстрикторное действие, реализующееся вследствие уменьшения эффекта эндотелина-1 в артериолах, уменьшения оксидативного стресса и увеличения продукции NO эндотелием.
Анализируя закупки антигипертензивных препаратов лечебными учреждениями в регионах РФ, мы выявили очень большой процент краткодействующих антагонистов кальция, что, учитывая новейшие рекомендации по лечению АГ, совершенно непонятно. В настоящее время нифедипин не рекомендуется использовать даже в терапии гипертонического криза (ГК). В случае возникновения у больного с ГК тахикардии с резкой активацией симпатоадреналовой системы, сочетания тахикардии с относительной или абсолютной коронарной недостаточностью применение краткодействующих антагонистов кальция группы нифедипина усугубляет состояние больного. Сочетание ГК с сердечной недостаточностью является противопоказанием к назначению этой группы препаратов.
Практически на всех конференциях и симпозиумах обсуждается вопрос, какие препараты лучше использовать: бренды или генерики? Известно, что не по всем генерическим препаратам проводились исследования биоэквивалентности, и вопрос, соответствует ли фармакокинетика и фармакодинамика этих лекарственных средств оригинальным препаратам, является закономерным.
Мы много лет работаем с препаратами фармацевтической компании «Рихтер Гедеон», в частности Нормодипином и Диротоном, и можем утверждать, что эти генерические препараты обладают оптимальным соотношением эффективность-цена и подтвержденным многолетним опытом применения терапевтическим эффектом.
В ходе многочисленных исследований доказано, что комбинированная терапия АГ является более эффективной в отличие от монотерапии в плане достижения не только гипотензивного, но и церебропротекторного эффекта.
В Хабаровске проведено сравнительное исследование эффективности комбинированного лечения АГ. Критерием оценки эффективности терапии служило достижение больными целевого уровня АД ниже 140/90 мм рт. ст. Данные, полученные в результате проведенного исследования, показали, что при использовании комбинированной терапии АГ удавалось достичь целевого уровня АД у пациентов в 2 раза чаще, чем при монотерапии. Позитивным моментом применения комбинированной терапии АГ также является снижение дозы каждого препарата комбинации, что позволяет достичь уменьшения экономических затрат на лечение.