О вкладе Института в развитие cердечно-сосудистой хирургии — последователи академика Н. М. Амосова Институту сердечно-сосудистой хирургии АМН Украины — 20 лет. Кто работает с первых дней его основания помнят, как начиналась
Институту сердечно-сосудистой хирургии АМН Украины — 20 лет. Кто работает с первых дней его основания помнят, как начиналась история этого уникального медицинского учреждения, известного научными открытиями, новыми методами и технологиями хирургических вмешательств на сердце.
В 1955 году академик Николай Михайлович Амосов организовал первую в Украине специализированную клинику сердечной хирургии, в 1957 году она перешла в Украинский НИИ туберкулеза, в 1983 году — реорганизована в Киевский НИИ сердечно-сосудистой хирургии МЗ Украины, который через десять лет получил статус Института сердечно-сосудистой хирургии АМН Украины (ИССХ).
В этом Институте многое было сделано впервые. Академик Амосов впервые в Украине выполнил операции при пороках сердца (1955), провел операцию с искусственным кровообращением (1958). Впервые в Советском Союзе протезировал митральный клапан (1963), создал антитромботические протезы клапанов сердца (1965).
В ИССХ впервые проведена операция на сердце в барокамере (Л. М. Сидоренко), в 1973 году — аортокоронарное шунтирование (Г. В. Кнышов), внедрен в практику метод фармако-холодовой защиты миокарда (В. Б. Максименко), применены компонентная инфузионная гомотерапия в хирургии (А. Н. Криштоф), баллонная вальвулопластика при клапанном стенозе легочной артерии (Ю. В. Паничкин), хирургическая коррекция при тахисистолических формах аритмий (Г. В. Кнышов).
Академик Г. В. Кнышов разработал теорию патогенеза обструктивной гипертрофической кардиомиопатии и на ее основе — перспективный метод лечения этого заболевания — двухкамерную электрокардиостимуляцию (1999).
В 1986 году для поддержания функции сердца и легких применены внутриаортальная баллонная контрапульсация и синхронизированное искусственное кровообращение (В. Б. Максименко).
В 1992 году впервые в Украине сделана операция при врожденных пороках сердца у новорожденных (И. Н. Емец), а через год впервые в мире разработан компьютерный тренажер для искусственного кровообращения (Е. А. Настенко), отмеченный первой премией Европейского конгресса перфузиологов.
Сегодня в Институте выполняются практически все виды хирургических вмешательств на сердце, которые существуют в мире. Среди планов на будущее — новые фундаментальные разработки в области медицинских технологий.
О дне сегодняшнем Института сердечно-сосудистой хирургии им. Н. М. Амосова АМН Украины, о современном состоянии кардиохирургии рассказывает директор Института, доктор медицинских наук, профессор, академик АМН Украины Геннадий Васильевич Кнышов.
— У меня свой взгляд на то, как развивается современная кардиохирургия в мире и в Украине в частности. С одной стороны, меня, как кардиохирурга и руководителя, радует, что в настоящее время в нашем Институте проводятся все виды операций на сердце; с другой — волнует то затишье, которое сейчас наступило в кардиохирургии у нас и за рубежом.
На сегодняшний день мы оперируем все виды патологии сердца у детей, на базе Института работает Центр кардиохирургии и реанимации новорожденных, проводим хирургические вмешательства при врожденных и приобретенных пороках сердца, разработали и внедрили хирургические методы лечения инфекционного эндокардита, коронарной патологии. Нам есть чем гордиться. Например, получены прекрасные результаты по хирургическому лечению острого инфекционного эндокардита — очень серьезной проблемы для Украины. Если до 1986 года больных с этой патологией оперировалось всего 2-4 человека в год, то с 1987 года таких пациентов становилось все больше, и в настоящее время эта цифра выросла до 200 человек в год, то есть почти каждый день мы оперируем больного с инфекционным эндокардитом. В этом направлении у нас накоплен наибольший в мире опыт — выполнено свыше 1400 операций. Разработанные в Институте хирургические методы, а также методы иммунокоррекции инфекционного эндокардита позволили снизить число осложнений до 4%, в то время как зарубежные данные говорят о 20% рецидивов и более высоком проценте летальности. Мы считаем, что достигнутый нами эффект получен благодаря использованию метода гипертермии, который позволяет достичь высокой степени сопротивляемости организма, положительного изменения его иммунного статуса.
Острый инфекционный эндокардит — одна из причин большого количества выполняемых экстренных операций, на сегодняшний день это насущная проблема Института. Среди срочных больных — пациенты с коронарной патологией, в предынфарктном состоянии, которым срочно проводят как стентирование, так и аортокоронарное шунтирование (АКШ). Отмечу, что важную роль в радикальном улучшении хирургического лечения ишемической болезни сердца (ИБС) сыграло широкое внедрение в практику операций АКШ на работающем сердце, позволившее снизить летальность с 4,6 до 1,7%. В настоящее время для пациентов с заболеванием коронарных сосудов апробируются телемедицинские технологии. Это замкнутый цикл диагностики и лечения, который позволяет пациенту при плохом самочувствии вовремя снять электрокардиограмму, определить истинное состояние здоровья и при необходимости получить весь объем медицинской помощи.
Оперативные вмешательства по поводу различных видов тахиаритмий — еще одно из главных направлений научной и практической деятельности Института. Над этой проблемой работают отдел электрофизиологии и рентгенохирургического лечения сердечных аритмий и отдел нарушений сердечного ритма. В настоящее время наши специалисты пытаются получить ответ на вопрос в отношении десинхронизации работы сердца, которая, как это уже доказано, характерна для определенной части больных с застойной сердечной недостаточностью. Я считаю это направление деятельности очень перспективным, наши исследования в данной области вызвали большой интерес за рубежом. Развивать его есть возможность в связи с появлением современной аппаратуры для исследования сердца, усовершенствования электрокардиостимуляторов, срок действия которых уже составляет свыше 10 лет. Кроме того, у нас появилась возможность для имплантации дефибрилляторов-кардиовертеров, которые включаются автоматически и производят электрический разряд при возникновении фибрилляции желудочков.
Среди врожденных пороков сердца во всех возрастных группах наиболее распространены дефекты межжелудочковой и межпредсердной перегородки, открытый артериальный проток. В последние годы в данной области получили развитие бескровные методы устранения врожденных стенозов легочной артерии и аорты, коарктации аорты с помощью баллонной дилатации при катетеризации сердца. Перспективы хирургического лечения приобретенных пороков сердца, которые являются наиболее тяжелыми и распространенными заболеваниями, также связаны с внедрением в практику бескровных методов устранения приобретенных стенозов сердца. К сожалению, в связи с высокой стоимостью баллонов-катетеров разового пользования широкое внедрение этих методов пока невозможно.
В Институте разработан алгоритм диагностики, дифференциальной диагностики и ургентного лечения первичных опухолей сердца, который обеспечивает радикальное устранение миксомы сердца, наиболее частой онкологической патологии этого органа, с минимальным риском и паллиативную помощь при других злокачественных новообразованиях.
Среди исследований в области физиологии сердечно-сосудистой системы с широким использованием компьютерных технологий большое внимание уделяется исследованиям с использованием принципа золотого сечения в регулировании кровообращения, феномена резонанса при колебательных процессах в системе кровообращения. Совместно с Институтом физиологии мы планируем в ближайшее время начать работу по изучению роли эндотелия сосудов, которой сегодня специалисты уделяют большое внимание.
Таким образом, основными направлениями научной и лечебной деятельности нашего Института сегодня и на ближайшую перспективу являются не только совершенствование хирургического лечения заболеваний сердца, но и развитие новых фундаментальных направлений, что, на мой взгляд, даст возможность заложить серьезную научную основу для деятельности поколений молодых ученых, создать мощную научно-исследовательскую базу, привлечь к работе ученых других профилей: биологов, биохимиков, физиологов, электрофизиологов.
Я уверен, что именно в этом и заключается будущее сердечно-сосудистой хирургии. Несмотря на получаемые хорошие результаты хирургических вмешательств, мы становимся свидетелями кризиса как в общей хирургии, так и в кардиохирургии. Из новых разработок, сделанных за последнее время и представленных на международных кардиохирургических форумах, самое большое впечатление на меня произвела технология пересадки комплекса сердце-легкие. Однако этого очень мало для такой серьезной области медицины. Это говорит о том, что исчезла новизна идей, на деле имеет место только рутинный процесс. И разве важно, сколько ты выполнил операций, сто или тысячу, если нет новых решений, нет возможности по-новому взглянуть на то, что делается годами и десятилетиями, а следовательно, нет и прогресса? Я очень надеюсь, что наш Институт достойно выйдет из этой ситуации, станет базой для новых идей и начинаний в сердечно-сосудистой хирургии.
Бендет Яков Абрамович, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники Украины, лауреат Государственной премии Украины, главный научный сотрудник
— Для всех нас, кто работал в Институте со дня его основания, встреча с Николаем Михайловичем Амосовым определила дальнейшую судьбу. Мы, его ученики, прошли вместе с ним интересный и в то же время трудный путь и до открытия Института сердечно-сосудистой хирургии, и за двадцать лет его существования. За это время значительно продвинулась вперед хирургия ишемической болезни сердца, приобретенных пороков сердца, аневризм грудного отдела аорты, было открыто отделение хирургии новорожденных. Институт практически по всем показателям вышел на мировой уровень. И в этом, конечно, в первую очередь заслуга Н. М. Амосова. Я вспоминаю 80-е годы, когда проводились публичные лекции, билеты на которые невозможно было приобрести, — их раскупали моментально. С уходом этого человека из жизни мы многое потеряли, но остались его ученики, остались планы и задумки, которые им еще предстоит осуществить. Н. М. Амосов был человек дела, он вырастил целую плеяду кардиохирургов не только Украины, но и всего Советского Союза.
Зиньковский Михаил Францевич, доктор медицинских наук, профессор, заведующий отделением врожденных пороков сердца, главный детский кардиохирург МЗ Украины
— Эти 20 лет — всего лишь небольшая часть истории клиники, созданной Н. М. Амосовым, это период, когда наш Институт работает как самостоятельное научное учреждение. Конечно же, сегодня самым знаменательным событием явилось присвоение ему имени академика Н. М. Амосова.
История Института — это своеобразная история государства: 60-е годы — зарождение кардиохирургии как науки и основание клиники; за этим последовал период стагнации, и, наконец, в последние годы кардиохирургия получила бурное развитие. Сегодня у наших специалистов появилась возможность выезжать за рубеж, общаться там со своими коллегами кардиохирургами, обмениваться опытом, внедрять последние мировые достижения в практику, накапливать новые связи. Постепенно мы вошли в мировое сообщество кардиохирургов. И надо сказать, что работать стало намного приятнее, мы ощущаем, что можем не хуже, чем зарубежные специалисты, выполнять сложные операции и показывать порой даже лучшие результаты.
Конечно, кардиохирургия — это самая дорогостоящая и самая массовая отрасль медицины. Так, почти каждый стареющий мужчина является потенциальным претендентом на аортокоронарное шунтирование. У нас такие операции успешно выполняются, показатели летальности при этом очень низкие — 1-1,5%. Определенные высоты достигнуты и в хирургии врожденных пороков сердца, в Институте сегодня оперируют детей разных возрастов, в том числе и новорожденных, однако здесь пока существует проблема ранней диагностики и своевременной госпитализации.
Путь от роддома до операционного стола кардиохирургического стационара очень длинный и опасный, большой процент новорожденных с пороками сердца неоперабельны, поэтому многие дети погибают, не дожив до госпитализации. То есть эта проблема находится «вне стационара». Мы всеми силами стараемся контролировать сложившуюся ситуацию, постоянно проводим просветительскую работу и надеемся, что в будущем она принесет свои плоды.
Существует проблема с техническим обеспечением и оборудованием, которое, мягко говоря, устарело. Но поскольку мы традиционно, еще с 60-х годов, привыкли сами разрабатывать устройства, приспособления и даже сложные аппараты, то дефицит оборудования в какой-то мере компенсируется нашим опытом и изобретательством. К сожалению, современное оборудование для нас недоступно, а если и доступно, то в очень ограниченном количестве. Но мы привыкли работать в таких экстремальных условиях, и надо сказать, что нашу работу не тормозят эти трудности.
Максименко Виталий Борисович, доктор медицинских наук, профессор, заместитель директора Института по научной работе.
—Безусловно, благодаря таланту и новаторству Николая Михайловича Амосова наш Институт стал одним из первых мировых центров кардиохирургии, который начал целенаправленно развивать это хирургическое направление. С того времени мы прошли практически все ступени развития и сегодня можем гордиться нашими достижениями, научными открытиями, перспективными разработками.
Хочу сказать, что клиника Н. М. Амосова существует гораздо дольше, ей около 50 лет, тогда как Институт как научное учреждение организован только 20 лет назад. Но именно последние годы стали наиболее прогрессивными, поскольку в этот период времени были освоены и стали применяться самые современные технологии практически всех видов хирургических вмешательств на сердце, которые выполняются в настоящее время. Мы вышли на мировой уровень.
Кардиохирургия — одна из наиболее наукоемких и техноемких областей здравоохранения, которая неразрывно связана с научным и техническим прогрессом. На сегодняшний день она является передовым рубежом медицины, поскольку представлена новейшими технологиями и достижениями, которые на современном этапе приобретают не только научные, но и глубоко философские аспекты, характеризующие взаимосвязь строения человеческого сердца и Вселенной, сердца и основных биологических законов природы.
Сытар Леонид Лукич, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники Украины, лауреат Государственной премии Украины, заведующий отделением приобретенных пороков сердца.
— Институт сердечно-сосудистой хирургии занимал основополагающие позиции вначале в бывшем Советском Союзе и продолжает занимать сегодня в Украине. Это — один из главных центров, в стенах которого разрабатываются новые виды хирургических вмешательств на сердце и сосудах. Конечно же, это заслуга его основателя, Николая Михайловича Амосова, который дал нам возможность работать и двигаться вперед. Он первым в мире предложил обшитый протез митрального клапана, позже эта модель получила широкое распространение во всем мире. Ее внедрение в клиническую практику позволило снизить частоту эмболических осложнений, в частности тромбоэмболий головного мозга.
За последнее время нам удалось значительно улучшить результаты оперативных вмешательств, расширить показания к хирургическому лечению, снизить показатели летальности до мирового уровня. Сегодня мы оперируем больных, которых раньше считали неоперабельными. Что касается проблемы аневризм грудного отдела аорты, то в свое время Николай Михайлович поручил мне ее разработку. В этой отрасли мы достигли положительных результатов, несмотря на дефицит специального оборудования. Как говорил Николай Михайлович: «Нам приходится на медведя с рогатиной ходить».
Операции на грудной аорте — это высокотехнологические, чрезвычайно сложные и связанные с высоким риском операции, для проведения которых необходимо специальное материально-техническое и медикаментозное обеспечение. Оперативные вмешательства на аневризме аорты имеют свою специфику, которая заключается в том, что необходимо создавать анастомозы между специальным сосудистым протезом и поврежденной, чрезвычайно хрупкой стенкой аорты. Такие анастомозы в местах соединения очень кровоточивые, поэтому риск потери больного на операционном столе от массивного кровотечения до недавнего времени оставался очень высоким. Нам удалось разработать и усовершенствовать ряд методик, что позволило выйти по результатам проводимых операций на уровень лучших зарубежных кардиохирургических клиник.
Руденко Анатолий Викторович, доктор медицинских наук, заведующий отделением хирургического лечения ишемической болезни сердца.
— За время работы нашего Института мы проделали огромный путь, сделано очень много. Сейчас в стенах Института выполняются оперативные вмешательства такого уровня, о которых мы могли только мечтать. К примеру, если детей по поводу врожденных пороков раньше оперировали только в возрасте после 1 года, то сегодня — уже через 3 часа после рождения.
В нашем отделении оперируются пациенты с осложненной и неосложненной ишемической болезнью сердца. За последнее время примерно в 4 раза возросло количество проводимых операций у больных с коронарной патологией, но и этого недостаточно, поскольку пациентов с ишемической болезнью сердца в Украине очень много. Мы освоили методику проведения операций на работающем сердце, что позволило во много раз снизить летальность, сейчас ее показатели в среднем у нас намного ниже, чем во многих ведущих зарубежных кардиохирургических клиниках США и Великобритании. Надо сказать, что операции на работающем сердце малотравматичны, они не сопровождаются глубокими патологическими изменениями, что чрезвычайно важно для больного.
На международном конгрессе, проведенном в мае в Женеве, где мы докладывали результаты операций на работающем сердце, было предложено создать на базе нашего Института Восточноевропейский центр по обучению методике выполнения таких операций. Для нас это очень почетно и ответственно. Мы участвуем в работе многих международных конгрессов, общаемся на равных с зарубежными коллегами, нас признает вся мировая медицинская общественность — и это не дает нам права останавливаться на достигнутом.