В лечении кислотозависимых заболеваний (язва желудка и двенадцатиперстной кишки, гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь, функциональная диспепсия, синдром Золлингера-Эллисона, гиперсекреция при гиперпаратиреозе, гиперкальциемии и других) ведущее место
В лечении кислотозависимых заболеваний (язва желудка и двенадцатиперстной кишки, гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь, функциональная диспепсия, синдром Золлингера-Эллисона, гиперсекреция при гиперпаратиреозе, гиперкальциемии и других) ведущее место принадлежит препаратам, блокирующим выработку соляной кислоты париетальными клетками слизистой оболочки желудка. Это действие присуще М-холинолитикам, блокаторам Н2-гистаминовых рецепторов и ингибиторам протонной помпы (Н+/К+-АТФазы).
По данным исследований, базирующихся на принципах доказательной медицины, наиболее эффективны из указанных препаратов ингибиторы протонной помпы (ИПП). Так, при лечении гастроэзофагеальной рефлюксной болезни (ГЭРБ) они превосходят по суммарной эффективности блокаторы Н2-гистаминовых рецепторов в 2 раза [30]. По данным фармако-экономических исследований, ИПП более выгодны в сравнении даже с удвоенными дозами блокаторов Н2-гистаминовых рецепторов [11]. К тому же, 5-15% больных резистентны к использованию этих препаратов, их применение в стандартном режиме не обеспечивает у большинства больных необходимого оптимального угнетения кислотопродуцирующей функции желудка [5]. При использовании блокаторов Н2-гистаминовых рецепторов возможны нежелательные побочные эффекты: головокружение, дезориентация, брадикардия, головная и мышечная боль, утомляемость и другие, а также развитие толерантности, феномена «рикошета» (резкая стимуляция кислотопродуцирующей функции желудка) при прекращении или пропуске приема очередной дозы Н2-блокаторов.
М-холинолитики обладают менее выраженным действием на кислотопродуцирующую функцию желудка в сравнении с блокаторами Н2-гистаминовых рецепторов, а тем более ИПП, и также могут давать ряд побочных нежелательных эффектов (сухость во рту, нарушение аккомодации, тахикардия, головокружение и другие). Прием М-холинолитиков часто ограничен у лиц пожилого возраста из-за аденомы простаты, глаукомы, других заболеваний.
ИПП отмечаются менее значимыми нежелательными побочными эффектами. Они блокируют как базальную, так и стимулированную желудочную секрецию, в отличие от блокаторов Н2-гистаминовых рецепторов, которые подавляют преимущественно базальную желудочную секрецию. После отмены ИПП полная блокада желудочной секреции удерживается в течение 7-10 дней. Только ИПП способны в стандартном режиме обеспечивать у большинства больных достаточно стойкое и продолжительное угнетение желудочной секреции, необходимое для оптимального лечения кислотозависимых заболеваний: пептической язвы на уровне рН>3; ГЭРБ — рН>4; эрадикации Helicobacter pylori — рН>5 не менее 16-18 часов в сутки [5]. В то же время продолжительность оптимального подавления кислотопродуцирующей функции желудка при использовании блокаторов Н2-гистаминовых рецепторов составляет не более 9-12 часов.
Таким образом, ИПП наиболее эффективны и достаточно безопасны при длительном использовании и, следовательно, более предпочтительны при лечении кислотозависимых заболеваний, что выводит их в ранг золотого стандарта терапии этой патологии. ИПП оказались практически безальтернативными по эффективности для использования в схемах антихеликобактерной терапии.
Создание и совершенствование ИПП обеспечили появление на фармацевтическом рынке ряда их генераций: омепразола, лансопразола, пантопразола, рабепразола. Все они пролекарства и относятся к производным бензимидазола, превращаются в кислой среде в активную форму — сульфенамид, который необратимо взаимодействует с SH-группами Н+/К+-АТФазы, приводя к подавлению ее активности в париетальных клетках желудка.
Несмотря на некоторые особенности действия ИПП (скорость наступления кислотоснижающего эффекта, особенности взаимодействия с системой цитохрома Р450 в печени, стабильность в кислой среде, особенности трансформации молекулы в активную форму и другие), при сопоставимости их качества разница в клинической эффективности указанных разновидностей ИПП несущественна [1].
Первый представитель нового поколения ИПП — эзомепразол. На фармацевтическом рынке он известен под названием Нексиум (компания AstraZeneka). Эзомепразол — оптический S-изомер омепразола, входящий в состав последнего вместе с R-изомером [9]. Эзомепразол (Нексиум) превосходит омепразол по фармакокинетическим параметрам. В частности, он медленнее метаболизируется в печени с участием изоформ цитохрома Р450 [6], что замедляет выведение препарата из организма [7, 12, 18] и обеспечивает большую площадь под кривой, описывающей зависимость концентрации препарата от времени (параметр AUC) [2]. Замедление скорости метаболизма эзомепразола (в частности увеличение AUC) по сравнению с таковой у омепразола более выражено при использовании препарата в дозе 40 мг, чем 20 мг [4]. При ежедневном приеме эзомепразола (Нексиума) по 20 или 40 мг через 5 дней показатели внутрижелудочной рН сохраняются на уровне близком к 4 на протяжении 13 — 17 часов. Установлено более выраженное по продолжительности и частоте повышение внутрижелудочного рН при использовании 40 мг эзомепразола по сравнению с применением 40 мг омепразола [20, 21, 24], 30 мг лансопразола [8, 17, 25], 40 мг пантопразола [32, 33] и 20 мг рабепразола [22, 31].
Фармакокинетика эзомепразола (Нексиума) у молодых и пожилых людей существенно не отличается.
Особенности действия эзомепразола (Нексиума) в дозе 40 мг в сутки обусловливали в исследованиях более высокую эффективность в сравнении с 20 мг омепразола в сутки при ГЭРБ [15, 19]. В то же время, по данным мультицентровых рандомизированных и контролируемых плацебо исследований, другие ИПП не превосходят по эффективности омепразол (Лосек) в лечении этого заболевания [15]. Имеются данные об эффективности использования эзомепразола (Нексиума) для длительной поддерживающей терапии ГЭРБ без эзофагита по показаниям в дозе 20 мг (не чаще 1 раза в три дня) [14, 23, 27, 28, 29]. Такое поддерживающее лечение в течение 6 месяцев позволяет контролировать симптомы заболевания у 90% больных ГЭРБ [23].
Высокая эрадикационная эффективность антихеликобактерных схем терапии установлена в 86% случаев при включении в них эзомепразола (Нексиума) в дозе 20 мг 2 раза в сутки в течение недели и возможность достижения в течение 3 недель рубцевания язвы двенадцатиперстной кишки у большинства больных без последующей монотерапии ИПП [3, 23, 26].
В многоцентровых исследованиях по использованию эзомепразола установлено, что частота нежелательных побочных эффектов была такой же, как и при применении омепразола (около 15%) в эквивалентной дозе [15, 19]. К ним относятся нерезко выраженная тошнота, головная боль, диарея, метеоризм [14, 15, 19, 29].
При 6-месячном использовании эзомепразола крайне редко развиваются атрофия и кишечная метаплазия желудочного эпителия, случаев развития его дисплазии и образования карциноидов не выявлено [10].
Следует иметь в виду возможное нарушение метаболизма эзомепразола (Нексиума) при выраженных нарушениях функции печени (класс С по Child-Pugh у больных циррозом печени), в таких случаях следует снижать дозу препарата.
Совместное использование эзомепразола (Нексиума) с препаратами, которые метаболизируются, как и он, при участии СYP2C19 системы цитохрома Р450 (диазепам, фенитоин, варфарин, теофиллин, дигоксин, диклофенак, нифедипин, имипрамин и другие), возможно увеличение концентрации последних в крови, что требует снижения их дозы.
Нами получены предварительные данные об эффективности использования эзомепразола (Нексиума) в лечении обострений хронического рецидивирующего панкреатита, которая, по-видимому, достигается опосредованно за счет уменьшения секреторной активности поджелудочной железы в результате снижения образования секретина в слизистой оболочке двенадцатиперстной кишки, как следствие подавления продукции соляной кислоты париетальными клетками желудка.
Сведения по использованию эзомепразола (Нексиума) у детей, беременных и кормящих женщин отсутствуют.
Таким образом, Нексиум — новый высокоэффективный ИПП, использование которого расширяет возможности лечения кислотозависимых заболеваний. Использование Нексиума в лечении хронического рецидивирующего панкреатита, по нашему мнению, перспективно.