26 апреля 2006 года – годовщина аварии на Чернобыльской атомной станции. К этой дате приурочен совместный доклад ВОЗ, МАГАТЭ1, ПРООН2, основанный на трехтомном, 600-страничном материале, включающем работы сотен ученых, экономистов и медицинских экспертов, в котором спустя 20 лет дается оценка последствий крупнейшей в истории человечества ядерной аварии. Представляем вашему вниманию выдержки из этого доклада.
Д-р Бертон Беннетт, председатель Чернобыльского форума и эксперт по действию радиации констатирует: «Это была очень серьезная авария с большими последствиями для здоровья, в особенности для тысяч работников, подвергнувшихся облучению в первые дни и получивших очень высокие дозы излучения, и тысяч людей, которые были поражены раком щитовидной железы. Однако мы не обнаружили глубоких отрицательных воздействий на здоровье у остальной части населения в прилегающих районах и не можем говорить о широко распространившемся радиоактивном загрязнении, которое могло бы и далее создавать существенную угрозу для здоровья людей, за исключением нескольких зон с ограниченным доступом к ним».
За исключением персонала на площадке реактора и аварийных работников, которые подверглись облучению 26 апреля, большинство людей, принимавших участие в восстановительных работах, и те, которые проживали на загрязненных территориях, получили относительно низкие дозы облучения всего тела, сравнимые с уровнями фонового облучения, – ниже средних доз, получаемых лицами, проживающими в некоторых районах мира с высоким уровнем естественного фонового излучения.
Для большинства людей, проживающих в настоящее время на загрязненных территориях (5 млн человек), дозы облучения составляют величину, которая находится в границах рекомендованного предела дозы для населения, хотя приблизительно 100 тыс. жителей все еще получают более высокую дозу. Осуществление реабилитационных мероприятий в этих районах и некоторых сельскохозяйственных контрмер продолжается. Дальнейшее снижение уровней облучения будет происходить медленно, и большая часть доз облучения от аварии уже получена.
Общее число людей, погибших вследствие чернобыльской аварии, а также аварийных работников, которые могут погибнуть в будущем, и лиц, постоянно проживающих в наиболее загрязненных районах, составляет около 4 тыс. человек. Сюда входят приблизительно 50 аварийных работников, погибших от острой лучевой болезни, 9 детей, умерших от рака щитовидной железы, и примерно 3 940 человек, которые, согласно оценке, могут умереть от рака и лейкоза в результате радиационного облучения. Эти три основные группы получили более высокие дозы облучения среди всех людей, подвергшихся облучению: 200 тыс. аварийных работников, 116 тыс. эвакуированных лиц и 270 тыс. жителей наиболее загрязненных территорий (что составляет приблизительно 600 тыс. человек).Среди них могут быть потери до 4 тыс. человек, так как приблизительно четвертая часть из них в конечном счете умрут от спонтанного рака, не вызванного облучением в результате чернобыльской аварии, радиационно-индуцированное увеличение заболеваемости примерно на 3% будет трудно обнаружить. Однако в группах людей, участвовавших в аварийно-восстановительных работах, которые получили наиболее значительное облучение, отмечается рост некоторых форм рака (например, лейкоза).
Люди, которые употребляли в пищу продукты, загрязненные радиоактивным йодом в дни непосредственно после аварии, получили относительно высокие дозы облучения щитовидной железы. Это особенно касается детей, употреблявших в пищу молоко коров, питавшихся загрязненной травой. Поскольку йод концентрируется в щитовидной железе, это стало основной причиной высокой распространенности рака щитовидной железы у детей.
В ряде недавно проведенных исследований содержится предположение о небольшом росте распространенности лейкоза среди аварийных работников, которые живут в загрязненных районах. Было отмечено небольшое повышение заболеваемости раком и, возможно, болезнями сердечно-сосудистой системы, однако эти данные необходимо подвергнуть дальнейшему анализу ввиду возможного косвенного воздействия таких факторов, как курение, алкоголь, стресс и нездоровый образ жизни.
Ввиду относительно низких уровней доз облучения жителей загрязненных районов доказательств или вероятности снижения репродуктивной способности мужчин и женщин не найдено. Кроме того, поскольку дозы были низкими, не подтверждено и то, что они могли повлиять на число мертворожденных, на неблагоприятные исходы беременности, осложнения при родах или на общее состояние здоровья детей. Небольшой, но стабильный рост количества зарегистрированных аномалий развития как в загрязненных, так и в незагрязненных районах Белорусии, по-видимому, является результатом улучшения их регистрации и не связан с облучением.
Как говорится в докладе Чернобыльского форума по вопросам здоровья, «наиболее серьезной проблемой общественного здравоохранения, вызванной аварией, на сегодняшний день представляются ее последствия для психического здоровья». Люди в пострадавших районах негативно оценивают свое здоровье и благополучие, что усугубляется преувеличенными опасениями, связанными с воздействием излучения на здоровье. Обеспокоенность последствиями излучения для здоровья не уменьшается, а, наоборот, может даже увеличиваться. Продолжительность жизни сокращалась во всех странах бывшего Советского Союза из-за сердечно-сосудистых заболеваний, травм и отравлений, а не заболеваний, связанных с воздействием излучения.
В течение прошедших двух десятилетий проводили исследования и осуществляли широкомасштабный мониторинг экосистем, подвергшихся воздействию чернобыльской аварии. Основные выбросы радионуклидов продолжались на протяжении десяти дней и привели к загрязнению территорий площадью свыше 200 тыс. км2 на Европейском континенте. Уровни осадков зависели от погодных условий, они возрастали, когда шел дождь во время прохождения загрязненных воздушных масс.
Большая часть изотопов стронция и плутония осела в 100-километровой зоне вокруг разрушенного реактора. Радиоактивный йод, который вызвал большую озабоченность после аварии, имеет короткий период полураспада, и к настоящему времени произошел его полный распад. Стронций и цезий, имеющие более длительный период полураспада, равный 30 годам, будут оставаться предметом беспокойства в течение многих десятилетий. Хотя изотопы плутония и америций-241 будут сохраняться, возможно, в течение многих тысяч лет, их вклад в облучение человека незначителен.
Повышенная гибель хвойных деревьев, почвенных беспозвоночных и млекопитающих, потеря репродуктивной способности у растений и животных отмечались в зонах повышенного облучения на расстоянии до 20-30 км. Сообщений об острых радиационно-индуцированных эффектах вне этой зоны не поступало. С сокращением уровней облучения биологические популяции восстанавливались, хотя генетические эффекты облучения наблюдались как в соматических, так и в зародышевых клетках растений и животных. Запрет на сельскохозяйственную и промышленную деятельность в зоне отчуждения позволило многим популяциям растений и животных размножиться, что привело к образованию, как это ни парадоксально звучит, «уникального заповедника биоразнообразия».
Защитное укрытие было построено быстро, что обусловило наличие некоторых дефектов в его конструкции и не позволило собрать полные данные о стабильности поврежденного энергоблока. Кроме того, некоторые детали конструкции укрытия подвергались воздействию коррозии в течение двух десятилетий. Основная потенциальная опасность для объекта «Укрытие» – это возможное разрушение его верхней части и выход радиоактивной пыли.
Недавно было проведено укрепление этих нестабильных конструкций, в ближайшем будущем начнется строительство новой защитной оболочки, которая будет сооружена над существующим объектом «Укрытие» со сроком службы более 100 лет. Новый купол позволит демонтировать нынешнее укрытие, удалить радиоактивную топливную массу из поврежденного блока и, в конечном счете, выполнить работы по окончательной консервации разрушенного реактора.
редстоит выработать комплексную стратегию обращения с высокоактивными и долгоживущими радиоактивными отходами, оставшимися от восстановительных работ, проведенных в прошлом. Большая часть этих отходов была помещена на временное хранение в траншейные и насыпные могильники, которые не соответствуют современным требованиям, предъявляемым к безопасности отходов.