Неполиткорректное название энзима вызвало международный скандал

Летом прошлого года британские медики обнаружили сразу у нескольких десятков больных наличие бактерий, на которые совершенно не действовали даже самые сильные антибиотики. Ужасное открытие «неистребимых убийц» усугублялось еще и тем, что ученые выявили причину невероятной устойчивости – особый ген, который способен передаваться от бактерий одного вида к их «братьям» другого вида. Было установлено, что практически все больные перед этим побывали в Индии, где, скорее всего и заразились. Сгоряча главный редактор авторитетного медицинского издания дал новым штаммам бактерий название, в котором фигурировало имя столицы Индии. Парламентарии многомиллионной страны очень обиделись, и теперь незадачливому редактору пришлось публично извиниться.

Ричард Хортон (Richard Horton) – человек очень серьезный и умный, он работает главным редактором серьезного британского журнала The Lancet. Однако «и на старуху бывает проруха» – в середине 2010 года именно Ричард Хортон предложил дать энзиму, который обеспечивает устойчивость к лекарствам штаммов Klebsiella pneumoniae и Escherichia coli, первый из которых вызывает пневмонию, а второй способен вызывать острые кишечные заболевания, название, связанное с древним городом, столицей Индии.

Эти суперустойчивые к антибиотикам штаммы привезли на берега Туманного Альбиона англичане, которые ездили в древнюю Индию для проведения там косметологических операций. Услуги хирургов красоты стоят в Индии на порядок меньше, чем в Великобритании.

Хортон предложил называть энзим «Нью-Дели металло-бета-лактамаза» (New Delhi metallo-beta-lactamase 1 (NDM-1). Это немедленно вызвало гнев членов парламента Индии, которые вообще считают историю с «супербактерией» провокацией с целью снизить все возрастающий поток туристов в эту страну.

Теперь полгода спустя после опрометчивого поступка Ричард Хортон раскаялся и принес извинения всем индийцам. «Это было неправильно с моей стороны: я совершенно не подумал о последствиях. За это я приношу свои глубочайшие извинения», – пишет он в редакционной статье последнего номера журнала The Lancet.