Лекарственный препарат, который нацелен на рецепторы поверхности клетки, имеет большое значение при лечении опухолей разных локализаций и может вызвать значительную регрессию опухоли уже через 6 недель применения, сообщили ученые на 6-й Европейской Конференции по Раку Молочной Железы. Доктор Энджел Родригез (Dr. Angel Rodriguez), Хьюстон, США сообщила, что ингибитор тирозинкиназы лапатиниб может снизить количество стволовых клеток, вызывающих развитие рака молочной железы у женщин, получавших неоадьювантную терапию (лечение перед оперативным вмешательством).
Доктор Родригез и соавторы включили в исследование 45 пациентов с локальной формой РМЖ и гиперэкспрессией гена НЕR-2. Пациенты получали лапатиниб в течение 6 недель в комбинации с трастузумабом еженедельно и доцетакселом 3 раза в неделю более 12 недель перед хирургическим лечением. Биопсию выполняли до лечения и через 6 недель после.
После 6 недель приема лапатиниба в монорежиме ученые отмечали значительную регрессию опухоли. Опухоль уменьшалась в размере на 60,8%. Еще раньше было продемонстрировано, что вызывающие РМЖ стволовые клетки резистентны (нечувствительны) к обычной дооперационной химиотерапии.
Согласно результатам исследования, существуют специфические сигнальные ингибиторы, которые отвечают за самовоспроизведение стволовых клеток. Это может положить начало терапии, направленной на элиминацию вызывающих развитие опухоли клеток. Раковые стволовые клетки способствуют опухолевой ткани самовозобновляться после атаки химиотерапевтическими препаратами. Для достижения длительной ремиссии необходимо сделать эти клетки мишенью для действия лекарств.
Ученые полагают, что раковые стволовые клетки появились в результате повреждения их ДНК и приобрели способность к бесконтрольному размножению, но все еще могут стать снова нормальными клетками данной ткани.
Лапатиниб обладает меньшим числом и выраженностью побочных эффектов. Главным его недостатком является цена – в США его стоимость колеблется от 2000 до 3000$ ежемесячно. Данный препарат еще не зарегистрирован в ЕС, но был с успехом опробирован в Швейцарии.