Почему одни виды рака отличаются о других большей агрессивностью? Этот вопрос уже давно изучается учеными всего мира. Исследователи Института Кюри попытались ответить на него на примере рака молочной железы.
Результаты были шокирующие: агрессивность опухоли определяется самой первой опухолевой клеткой и потенциальная инвазивность (распространенность) процесса уже заложена в его локализированных формах.
Это открытие дает возможность определить группу риска среди пациентов с локализированными формами рака и в соответствии с ним изменить схему лечения.
Остается неясным, почему же латентные (неагрессивные) формы рака вдруг становятся агрессивными?
Существует многжество разновидностей рака молочной железы. 15-20 % из них – это рак in situ (на месте, не распространенный) молочных проток молочной железы. Если его своевременно не диагностировать, протоковая карцинома поражает близлежащие ткани. Инвазивный протоковый рак составляет около 80% всего инвазивного рака грудных желез.
Сравнивая разные иммунологические и молекулярные характеристики рака in situ и инвазивного рака молочных желез, ученые обнаружили их значительное сходство.
Факторы плохого прогноза (например, мутация Р53 или гиперэкспрессия НЕR2) присутствуют уже на самых ранних стадиях развития заболевания.
Так каким же образом опухоль становиться агрессивной, если это свойство она не приобретает в результате генетических изменений опухолевых клеток? Влияют ли на этот процесс генетические особенности самого пациента? И все ли зависит только от самих злокачественных клеток.