Ученым для создания нового препарата приходится изучить не менее 10 000 соединений. А финские исследователи, занятые поиском новых средств для лечения шизофрении, стали проверять старые лекарства отнюдь не из арсенала психиатров – и не ошиблись.
Трудность лечения шизофрении, как и многих других психических заболеваний, заключается в первую очередь в том, что лекарственным препаратам необходимо преодолевать гематоэнцефалический барьер, сложный физиологический механизм, мудро предусмотренный природой для защиты мозга от вредных веществ, циркулирующих в крови.
Однако природа не смогла предусмотреть появления лекарственной терапии – этот барьер очень затрудняет терапию не только психических расстройств, но и таких болезней, как, например, менингиты.
А ученые из Финляндии сообщают об успешном опыте лечения шизофрении высокими дозами препарат фамотидин (famotidine), который обычно используется гастроэнтерологами для лечения язвенных болезней желудка и двенадцатиперстной кишки, воспалений пищевода, вызванных забросом кислого содержимого желудка в этот орган. Это лекарство также эффективно устраняет изжогу, вызванную таким забросом.
Но если гастроэнтерологи назначают такой препарат в дозах от 20 до 40 мг, то финские исследователи из университета города Хельсинки (University of Helsinki) испытывали фамотидин для лечения шизофрении в дозе 200 мг в сутки.
Столь высокая доза и обеспечивала преодоление гематоэнцефалического барьера.
В клинических испытаниях принимали участие 30 больных шизофренией, которым диагноз был поставлен не менее чем за 5 лет до начала исследования.
Половина больных получала фамотидин в дозе 200 мг ежедневно на протяжении 4-х недель, а другая половина – препарат плацебо.
В экспериментальной группе уже неделю спустя после начала лечения наблюдалась положительная динамика. А через 4 недели после начала испытаний улучшение приобрело выраженные формы, чего не наблюдалось ни у одного пациента из контрольной группы.
В ближайшее время начнутся гораздо более масштабные испытания этого метода с участием нескольких сотен больных – в этом финским специалистам помогут шведские коллеги из Karolinska Institutet.