Бить или не бить детей, - однозначного решения не приняли
В мире науки часто случаются парадоксы. С разницей в один день были опубликованы две научные работы на одну и ту же тему, авторы которых, тем не менее, приходят к диаметрально противоположным выводам относительно пользы или вреда шлепанья детей.
В данном случае речь, конечно, не идет о порке детей в том смысле, как ее понимал дедушка великого пролетарского писателя Максима Горького. Дед «Буревестника революции» каждую субботу с утра замачивал розги, а вечером порол всех своих многочисленных внуков вне зависимости от наличия проступков – так сказать, в целях профилактики.
Тем не менее, ученые разошлись во мнении относительно того можно ли шлепать малышей в воспитательных целях за проступки.
Одна группа ученых (канадских и американских) наблюдала за поведением 63 малышей в младших классах двух начальных школ в одной из стран Западной Африки. Дети были в возрасте 5-6 лет.
В одной из школ телесные наказания были разрешены, в другой не применялись. Наблюдение за ними и проведение регулярного тестирования показало, что, став старше, дети из школы, где розги были вне закона, справлялись с заданиями намного лучше, чем их сверстники, которые ранее периодически «вкушали» учительской линейки.
«Телесные наказания в детстве приводят к задержке умственного развития детей, ухудшению их функциональных способностей», – указывает соавтор исследования, профессор Виктория Талвар (Victoria Talwar).
Но ее коллега, профессор психологии Мэрджори Гэнноу (Marjorie Gunnoe) сотрудница колледжа Кальвина в городе Грэнд Рэпидс, штат Мичиган (Calvin College in Grand Rapids, Michigan) утверждает обратное.
Она опросила 179 подростков о применении к ним телесных наказаний в детстве и их нынешней успеваемости в школе. Согласно выводам Мэрджори Гэнноу, дети, которых подвергали телесным наказаниям в возрасте до 6 лет, впоследствии гораздо лучше учились и были большими оптимистами, чем те, которых не касалась рука матери или ремень отца.
«Иногда польза от телесных наказаний заметно превышает потенциальный вред в виде психологической травмы», – бесстрастно отмечает профессор Гэнноу.