Занимательная статистическая обработка материалов XV Европейского респираторного конгресса, проведенная на борту самолета (рейс Копенгаген-Киeв)
Чем обычно занимаются пассажиры во время полета в самолете международного рейса? Пожалуй, чаще всего читают газеты. Когда стюардесса грациозно «проплывает» по узкому проходу салона, толкая перед собой столик с газетами, у меня возникает предчувствие, что мне их не хватит. Будучи страшным «газетоманом», я по этому поводу нервничаю…
Другие пассажиры, пристегнув ремни, достают припасенные еще на Земле детективы и самозабвенно погружаются в хитросплетения сюжетных линий, становясь участниками вечной борьбы добра и зла, коварства и любви, желаемого и действительного. У них, как правило, меньше закладывает уши, меньше тошнит, им реже хочется в туалет… Они увлечены процессом, они забываются.
Чем же еще заняты люди в самолете? Созерцают, что делают соседи по салону. А те пьют напитки – в зависимости от вкусов, пристрастий и преследуемой цели: одни утоляют жажду, другие конкретно «лупят» коньяк, водку, вино, виски с содовой. Отчего же не выпить? В самолете это – вроде лекарства во времена СССР – доступно, бесплатно, полезно...
Многие с нетерпением ожидают еду. Ожидание парализует их мозг, и они не в силах что-либо делать до того благодатного мига, когда их пластмассовые вилки или ложки не соскребут со дна пластиковой посудины остатки риса, мяса, приправленных кетчупом, перцем и пр. В домашних условиях редко кто так делает – нет под рукой. Кетчуп закончился вчера, перец опять забыли купить... А в самолете все на подносе, почему бы и не смешать?
Мне в этот раз в самолете не повезло. Газеты на доступном языке закончились еще в бизнес-классе, а из оставшихся я узнал только о температуре воздуха в европейских столицах да в который раз (но с непреходящим интересом!) рассматривал узнаваемые лица политических лидеров мира, как правило, на первых страницах, крупным планом и в неожиданных ракурсах.
Что делать?.. Выпил, скушал, прочитал. Все повторил в обратном порядке с небольшими вариациями. Прочитал, скушал, выпил. И тут меня осенило! Достаю из ручной клади толстенный фолиант, как никак 830 страниц, Abstract 15th ERS Annual Congress и начинаю внимательно листать. Мысль следующая. Посмотреть, сколько абстрактов в сборнике вообще. Потом – сколько там «наших». Так я до сих пор по старой привычке, называю всех, кто из бывшего СССР. Потом, сколько «настоящих наших», то есть из Украины. Потом идти вглубь. Кто пишет, откуда пишут, что пишут? Итак, начнем!..
Всего в сборнике работ со всей Европы, Америки, Африки и Азии оказалось 4549. От всех бывших наших – 470, то есть 9,68% всех публикаций (табл. 1).
Итак – 470. Много это или мало – не знаю. Это уж как сопоставлять и что считать. Молдовы и Азербайджана, например, вообще нет! Приятно, что Украина в целом выглядит вполне достойно. Вторая после России и почти в два раза лучше, чем все наши бывшие азиатские ученые, вместе взятые, хотя по площади, запасам газа и нефти мы им уступаем, однозначно! Аналогичная ситуация с учеными – «лицами кавказской национальности» и группой ученых из стран Балтии.
Таким образом, «задніх не пасемо» и фраза из гимна «Ще не вмерла…» тоже правильная! Идем дальше? Помните вопрос из стихотворения: «Откуда дровишки?». Перефразируем: «Откуда статьишки?». Кто пишет? Кто отсылает?! (Вашему вниманию – таблица 2).
Много или мало? Судите сами. Одно скажу, что только медицинских университетов у нас около 20, а кафедр терапевтического профиля, фтизиатрии, иммунологии и других, занимающихся проблемами болезней легких, наберется до сотни. А ведь имеются еще научно-исследовательские институты, а в них отделы, которые не только не чураются пульмотематики, напротив, утверждают, что занимаются ею весьма активно. Но нет их почему-то в списке!.. Может, не надо им это, а может, не туда пишут, да и мало ли что может быть… Затем посмотрел по учреждениям. Здесь вообще легко. Дабы не мелочиться, укажем, откуда получено более одной из опубликованных работ (табл. 3).
Теперь о научных проблемах, которые в своих тезисах освещают украинские ученые. Туберкулезу и бронхиальной астме посвящено 12 работ, хроническому обструктивному заболеванию легких – 9, пневмонии и опухолевым заболеваниям легких – 5, курению – 4, пневмотораксу – 2, о некоторых других писали по одному разу.
О тех, кто пишет. Лидером среди отечественных авторов, представленных в сборнике ERS, является член корреспондент АМН Украины, профессор Т.И. Перцева (Днепропетровская медицинская академия), ее фамилия фигурирует 9 раз, 5 раз в материалах встречаются фамилии доктора медицинских наук С.И. Черeнко (Киевский институт фтизиатрии и пульмонологии им. Ф.Г. Яновского), Я. Волошина (Киевский институт фтизиатрии и пульмонологии им. Ф.Г. Яновского), Р. Бонцевич (Днепропетровская медицинская академия). Теперь об украинских авторах, публикации которых представлены более двух раз: Ю.И. Фещенко, Ю.М. Мостовой, Н.Г. Горовенко, Б. Венгеров, О. Суховерхая.
И в этот момент приятный, но в то же время строгий голос стюардессы объявил: «Пристегните ремни, столики и спинки кресел приведите в исходное положение, идет снижение, на горизонте – аэропорт «Борисполь»!».
Ремни пристегнул! Спинку привел! Считать перестал! Все!
Возможно, что-то упустил, возможно, где-то ошибся, что-то не учел. Простите великодушно, как-никак не в тиши кабинета, а на высоте в десятки тысяч метров, и не с компьютером, а вручную, как в старые добрые времена. Хотя в целом любопытный получился материал. Раньше, насколько помню, никто не считал. Ну что ж, пора, причем – регулярно… Может, «стимульнет» кого-то…