За 13 лет на Кубе медицинскую помощь получили более 19 тысяч детей, пострадавших от чернобыльской катастрофы По-весеннему тепло 29 марта встречал гостей персонал посольства Республики Куба в Украине. Как-никак, праздник —
Подготовила Эльвира Сабадаш, г. Киев
За 13 лет на Кубе медицинскую помощь получили более 19 тысяч детей, пострадавших от чернобыльской катастрофы
По-весеннему тепло 29 марта встречал гостей персонал посольства Республики Куба в Украине. Как-никак, праздник — 13-я годовщина работы международной благотворительной организации «Украинский молодежный чернобыльский фонд» и международной украинско-кубинской программы по оказанию медицинской помощи детям, пострадавшим от чернобыльской катастрофы. Вот такой же весной, как вспоминает президент Фонда Александр Федорович Божко, первые два самолета со 179 украинскими детьми на борту поднялись в небо и взяли курс на Гавану. На кубинской земле их встречал президент страны Фидель Кастро, который тогда в интервью журналистам сказал: «Помогать будем столько, сколько будет нужно». Свое обещание президент сдержал — вот уже 13 лет кубинский оздоровительный лагерь в Тарара, равный по площади нашему Артеку, принимает детей из Украины для лечения и оздоровления.
А начиналось все с обращения в феврале 1990 года штаба чрезвычайных ситуаций ЦК комсомола Украины к мировой общественности о помощи потерпевшим от чернобыльской катастрофы детям. На это обращение откликнулась только Куба. Штаб посетил генеральный консул Серхио Лопес Бриель, который сообщил о согласии кубинского правительства принять украинских детей, для обследования и отбора которых прибыли ведущие кубинские специалисты. Правда, денег на перелет наша страна не нашла, как не нашла и самолета. Тогда решение всех этих вопросов взяла на себя Куба. Словом, программа, благодаря которой лечение и оздоровление сегодня прошли уже более 19 тысяч ребятишек, начала свою работу. Рассказывает Александр Божко.
— Первая группа детей, которых мы отправили на Кубу, имела серьезные онкологические заболевания. Их пролечили в лучших онкологических и онкогематологических центрах Гаваны. Однако инициатива кубинского правительства помочь нашим детям имела продолжение. Когда зашла речь о том, чтобы предоставить для чернобыльских детей один из пионерских лагерей Кубы, Фидель Кастро обратился к пионерам страны. И те выступили в прессе с предложением отдать один из лучших лагерей на Атлантическом побережье — лагерь им. Хосе Марти в Тарара.
В начале 90-х годов лагерь был переполнен, в нем одновременно пребывало около 3 тысяч детей не только из Украины, но и из Российской Федерации, Беларуси, включенных в украинско-кубинскую программу под эгидой Детского фонда им. В. И. Ленина. В переоборудованном в краткие сроки под санаторий лагеря дети учились, проходили лечение, оздоравливались. Уже в мае это был целый городок с 521 домиком для проживания детей и их родителей, 8 пятиэтажными госпиталями с современным медицинским оборудованием, игровыми и спортивными площадками, столовой, культурным центром для проведения праздничных мероприятий и вечеров. Работали уже более 500 человек медперсонала, в июле на Кубу отправили следующую группу детей.
На то время нами уже была создана отдельная структура — Украинский молодежный чернобыльский фонд. Начинали мы с того, что выработали приемлемые организационные формы работы. Это заняло немного времени, мы активно вели свою деятельность, и в общем все шло хорошо до распада Советского Союза. Сначала преобразования затронули Детский фонд — российская и белорусская части программы прекратили свою работу, хотя кубинцы постоянно повторяли, что они готовы принимать больных детей на оздоровление столько, сколько страны бывшего Союза направят. Об этом они говорят и сейчас. Тем не менее, к сожалению, российских и белорусских детей на Кубу больше не направляли. Мы же, как работали, так и продолжаем работать.
Самое большое количество детей, отправленных лечиться на Кубу, зарегистрировано с 1990 по 1992 год, а 1991 год просто потрясает — 5 тысяч детей. По словам президента Фонда, это потребовало бешеного ритма работы всего коллектива.
При Союзе происходило примерно так: мы приглашали кубинских специалистов, в течение недели ездили с ними по всем загрязненным регионам Украины; они отбирали детей, а мы отправляли их на Кубу. Нам удалось добиться решения Кабинета Министров СССР о том, чтобы детей возили на Кубу за счет средств, выделяемых внешнеэкономической комиссией Кабмина СССР. Мы посылали министру гражданской авиации телеграмму с просьбой предоставить самолет Аэрофлота для отправки 150-200 детей. Самолет Ил-86 Москва-Гавана делал внеплановую посадку в Киеве, забирал наших детей и вез их в Гавану. Даже после развала Союза мы еще какое-то время пользовались услугами Аэрофлота, но это продолжалось недолго. Вскоре мы получили телеграмму о том, что Аэрофлот терпит большие убытки из-за того, что у внешнеэкономической комиссии нет достаточных средств. И мы начали искать спонсоров, новые формы работы, чтобы продолжать программу.
Как только структура «Авиалинии Украины» приобрела окончательный вид, Фонд стал заказывать чартерные рейсы, но и это продолжалось недолго, было сделано всего 113 таких рейсов. Для отправки детей мы использовали разные авиакомпании, но в целом проблема с авиаперелетами решилась не так давно.
Прошлый и позапрошлый годы, считает президент Фонда А. Ф. Божко, не показательные. Они стали своего рода переходным этапом как в плане решения вопросов отправки, так и финансового характера. В прошлом году на Кубу смогли отправить только 400 детей, что даже кубинская сторона считает недостаточным.
В ноябре прошлого года я находился на Кубе в составе правительственной делегации по развитию торгово-экономических и культурных связей. Тогда Министерства здравоохранения Кубы и Украины подписали договор, согласно которому в год по украинско-кубинской программе мы можем отправлять на Кубу около 1000 человек. Единственное ограничение — постоянно на Кубе будет находиться не более 240 детей с сопровождающими. Пребывание на Кубе дифференцированно. Как правило, мы говорим о двух месяцах, однако авиабилеты позволяют нахождение там детей до полугода. Например, лечение тяжелых дерматологических заболеваний, таких как псориаз, алопеция, которые у нас вообще не лечатся, а на Кубе дает очень хороший эффект. За два месяца достичь этого эффекта сложно, поэтому многие дети остаются на Кубе до полугода, некоторые приезжают повторно и уезжают на родину с более-менее стойкой ремиссией, с медикаментами, которые кубинские врачи им дают бесплатно, чтобы они продолжили лечение у себя дома.
24 февраля 2003 года произошло событие, напрямую связанное с украинско-кубинской программой — принято Постановление Кабинета Министров № 201, где сказано, что с 2003 по 2005 год финансирование и оказание помощи для выполнения программы, рассчитанной, в основном, на помощь малоимущим, обездоленным детям, наше государство, конкретно Министерство здравоохранения Украины, берет на себя. Такие дети составляют примерно 70% общего числа детей, отправляемых на Кубу. А как же остальные 30%, спросите вы? Вместе с родителями, руководителями предприятий, на которых они работают, Фонд ищет и находит финансовую поддержку у спонсоров.
Солнечная Куба сама выбрала нас, она предложила помощь, аналогов которой нет в мире. Многие организации после чернобыльской беды занимались отправкой детей в Испанию, Италию, Германию, Англию, Ирландию. Но это была иная помощь. Во-первых, оцените масштабность — за 13 лет кубинцы пролечили и оздоровили более 19 тысяч детей. Это не социальная реабилитация, которую предлагала Европа, где дети жили в семьях, учились общаться и дружить. Речь идет о чисто медицинской программе, о комплексном медицинском обследовании и лечении детей. Бывали случаи, когда кубинские врачи не подтверждали диагнозы, поставленные детям. Лечение на Кубе, всегда давало и дает очень хорошие результаты. Кстати, в течение 13 лет кубинская сторона выполняет гуманитарную и благородную миссию, за которую Украина не понесла практически никаких финансовых затрат. Более того, из-за дальности расстояния и проблем законодательного характера нашим бизнесменам с большим трудом удается вести равный торг с кубинцами. Поэтому как в прошлом, так и в позапрошлом году товарооборот между Кубой и Украиной был очень низким, порядка 30 миллионов долларов. Я точно не знаю, сколько кубинцы уже потратили на эту программу, но когда наш Президент был на Кубе, он назвал сумму — около 300 миллионов долларов. Столько, сколько кубинцы вложили в наших детей, ни одна из богатых стран мира, даже США, такого себе не позволила.
Заболевания у детей, которые едут на Кубу, самые разные, но все они так или иначе связаны с аварией на ЧАЭС: чаще всего это рак, заболевания эндокринной системы, кожи. На Кубе нашим детям проведено очень много ортопедических операций, операций по исправлению врожденных пороков. На кубинской земле живут и работают 9 из 10 признанных лучшими Всемирной организацией здравоохранения ортопедов мира. Рассказывает начальник Департамента по лечению и реабилитации детей УМЧФ Ольга Ивановна Денисова.
— Мы набираем обычно четыре группы детей. Первая группа, составляющая 3% от общего количества, — дети со сложными заболеваниями, которым показана операция, они едут в сопровождении родителей. Вторая группа (17%) — это дети, которые направляются на длительное лечение сроком до полугода; третья — дети, которым показано санаторно-курортное лечение, и четвертая группа — дети, выезжающие для оздоровления. На Кубе все дети проходят полное медицинское обследование, уточняются диагнозы их заболеваний. Опыт показывает, что после тщательного обследования выявляются такие сложные патологии, как, например, нефункционирование почки, гидроэнцефалия, гепатит В и другие. Есть примеры, когда неоперабельным детям с врожденными пороками, например сколиозом, на которых уже и родители махнули рукой, делали операцию, и затем они, пройдя санаторно-курортное лечение, возвращались домой реабилитированными. Операции кубинские врачи проводят бесплатно, и мы безмерно благодарны им за их тепло, добро и понимание.
Сегодня, по словам президента Украинского молодежного чернобыльского фонда Александра Божко, проблем остается все меньше. Гораздо чаще на пути стали встречаться люди, предлагающие свою помощь. Меньше тех, кто заведомо старается создавать помехи. Сегодня об украинско-кубинской программе знают в областных, городских медицинских центрах и больницах, налажены отбор и отправка детей. На каждую область приходит разнарядка, в ней указывается, сколько детей могут поехать на Кубу, показания и противопоказания по заболеваниям. Каждый вторник детей привозят в Киев или бригада врачей, среди которых есть кубинский специалист, ездит по областям, проводит осмотр детей, включает их в определенную группу. Когда возникают сомнения, на Кубу направляют запрос о возможности лечения того или иного заболевания. Затем, если по медицинским показаниям ребенок может поехать, решается вопрос, как он будет отправлен в Гавану — за счет Минздрава, если он из малоимущей семьи, сирота, или за счет спонсоров. Это последний этап на пути, который дети и их родители часто называют возвращением к жизни.
Вот что сказал в интервью нашему корреспонденту на торжественном заседании, посвященном 13-летию украинско-кубинской программы, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Куба в Украине Хосе Д. Пераса Чапо.
— Украинско-кубинскую программу по лечению и оздоровлению детей, пострадавших от чернобыльской катастрофы, поддержал лично Фидель Кастро, она стала частью кубинской государственной программы «Здоровье детей». Сначала было трудно, трудно решался вопрос отправки детей на Кубу. Позже к решению вопроса подключились правительства обеих стран, и выход из положения был найден. Мы всегда с гордостью говорим о том, что медицина в нашей стране очень развита, по статистике у нас приходится 1 врач на 138 человек, это самый большой показатель в мире. Детская смертность у нас составляет 6 детей на 1 тысячу новорожденных. Мы оказываем помощь не только Украине, кубинские врачи работают и в странах Африки, Центральной Америки, на Гаити.
Мы помогаем Украине, потому что чернобыльская катастрофа — это катастрофа человечества, огромная беда всего земного шара. Более 19 тысяч детей прошли на Кубе курс лечения, кто-то из них находился у нас несколько месяцев, кто-то дольше. Некоторым проведены сложнейшие операции, они лечатся и проходят реабилитацию в течение 1-3 лет. У нас живет парень, я не помню его фамилию, который приехал на Кубу 13 лет назад в составе первой группы, вылечился, остался у нас и учится в гаванском университете. Думаю, сюда он уже не вернется, потому что круглый сирота, Куба стала для него второй родиной, но это — единичный случай.
Поскольку расходы на медикаменты, лечение, пребывание на Кубе мы берем на себя, а украинская сторона помогает только с отправкой, хотелось бы, чтобы больше детей приезжало к нам на лечение. Раньше к нам прибывало 300 детей одновременно, сейчас группы по 40-50 человек. В нашем лагере в Тараре мы можем размещать сразу 350 детей. Поэтому хотелось бы, чтобы украинское правительство возобновило чартерные рейсы, чтобы увеличить число украинских детей, которые могли бы пройти обследование, курс лечения и оздоровиться в нашей солнечной стране.
P.S. Мне очень понравились слова одного из гостей, присутствовавших на праздновании годовщины в посольстве Республики Куба, о том, что на Кубе — культ ребенка, а бережное отношение к детям характеризует уровень гуманизма любой нации, любого государства. Великий гуманизм этой маленькой страны с большим сердцем дает надежду думать, что еще не все потеряно в современном мире тревог и страстей.