В последние десятилетия заболеваемость злокачественными новообразованиями в Украине среди детей составляет 1300-1350 больных в год (10,0-11,2 на 100 тыс. детей). Это несколько выше, чем в Российской Федерации (9,7), но меньше, чем в Германии
В последние десятилетия заболеваемость злокачественными новообразованиями в Украине среди детей составляет 1300-1350 больных в год (10,0-11,2 на 100 тыс. детей). Это несколько выше, чем в Российской Федерации (9,7), но меньше, чем в Германии (13,8) и США (13,6) [4].
В структуре онкологической патологии у детей в возрасте 0-14 лет первое место занимают лейкозы и лимфомы (50,8% у мальчиков и 45,9% у девочек), опухоли ЦНС и периферической нервной системы (соответственно 14,8 и 14,0%), новообразования костей (7,7 и 6,9%), опухоли почек (6,2 и 7,6%). Опухоли щитовидной железы, частота возникновения которых значительно увеличилась после аварии на ЧАЭС, у мальчиков (2,2%) и у девочек (4,4%).
По инициативе Министерства здравоохранения Украины в октябре 2002 года проведена конференция «Современная педиатрическая онкогематология в Украине: достижения и перспективы развития», в которой приняли участие ведущие отечественные специалисты, известные онкологи Германии и Австрии (профессора Х. Й. Римм, Г. Шеллонг, Й. Риттер, Г. Манн, А. Петерс). На конференции были подведены некоторые итоги в области диагностики опухолевых заболеваний кроветворной и лимфоидной тканей.
Решение о создании референтной лаборатории (РЛ) в составе Кооперативной группы по лечению лейкозов и лимфом у детей Украины было принято в 1993 году во время проведения украинско-немецкой конференции гематологов в г. Чернигове. В организации лаборатории непосредственно участвовали сотрудники отдела иммуноцитохимии Института экспериментальной патологии, онкологии и радиобиологии им. Р. Е. Кавецкого НАН Украины, ведущие детские гематологи Украины В. Д. Дроздова, С. Б. Донская, Е. А. Лившиц и другие, профессор Г. Шеллонг и доктор А. Райтер. Гематологи Германии оказали ценную научно-методическую помощь, предоставили реактивы, необходимые для проведения цитохимических исследований.
В первые годы референтная лаборатория проводила диагностические исследования для 9 онкогематологических центров, сегодня — для гематологических и онкологических отделений 18-20 областей Украины и АР Крым. За десять лет обследовано 4622 ребенка с острыми лейкозами, хроническим миелолейкозом, миелодиспластическими синдромами, неходжкинскими злокачественными лимфомами и лимфогранулематозом (табл.1).
В течение всего периода работы референтной лаборатории собирался архив цитологических препаратов (мазков крови, костного мозга, пунктатов и отпечатков лимфатических узлов, тонкоигольных пунктатов опухолей), которые могут быть востребованы для проведения онкоэпидемиологических и других научных исследований. Предварительный диагноз, установленный в детских онкогематологических отделениях областных лечебных учреждений, в референтной лаборатории был изменен у 6,5% больных и уточнен (иногда существенно) у 40% пациентов, у 7,9% больных первоначально установленный диагноз подтвержден не был.
Данные о больных из различных лечебных учреждений, материал для исследования которых поступал в референтную лабораторию для выполнения диагностических исследований на протяжении двух последних лет, представлен в таблице 2.
В РЛ сегодня обращаются врачи из различных лечебных учреждений Украины. Для проведения диагностических исследований необходимо направить следующие материалы: мазки крови (6-10 штук), мазки костного мозга (6-10 шт), пробы цельной крови (на гепарине — 5-15 мл), экссудаты из серозных полостей, спинномозговую жидкость, отпечатки и пунктаты лимфатических узлов, тонкоигольные пунктаты из опухолей.
Направляемый материал сопровождают краткой выпиской из истории болезни с указанием предполагаемого диагноза и доставляют в РЛ родственники больных, медицинские работники, курьеры, иногда бандеролью или посылкой. Срок исследования — от 3 до 5 дней. Заключение об окончательном диагнозе лаборатория сообщает в соответствующие онкогематологические отделения по телефону, некоторые заключения отсылают по почте.
Комплекс диагностических исследований включает цитоморфологическое и цитохимическое изучение препаратов, проведение иммуноцитохимического анализа с использованием широкой панели моноклональных антител к линейно-специфическим, дифференцировочным и активационным антигенам лейкоцитов, к онкофетальным, ткане- и органоспецифическим антигенам, белкам цитоскелета, продуктам экспрессии онкогенов [2, 3].
В комплекс диагностических исследований входят: цитоморфологическое изучение препаратов, окрашенных по Паппенгейму; цитохимические исследования — определение уровней миелопероксидазы, кислой и щелочной фосфатаз (ЩФ), кислой неспецифической эстеразы, нафтол-AS-D-хлорацетатэстеразы, проведение PAS-реакции.
Иммунофенотипирование (ЩФАЩФ, АВС-щелочная фосфатаза, АВС-пероксидаза) заключается в определении моноклональных антител: Т-лимфоидных (CD3, CD4, CD2, CD7, CD8, CD5, CD1a), В-лимфоидных (CD10, CD19, CD20, CD22, CD21, IgM, ж, l), миелоидных (МПО, CD33, CD13, CD14, CD15, CD61, CD62, CD71, CD41, CD42, гликофорин А); линейно-неспецифических (HLA-DR, CD34); моноклональных антител к онкофетальным, ткане- и органоспецифическим антигенам (РЭА, ЦК, Vim, Dec, NF, NSE, S-100, NBL, MIC2/CD99).
Иммунофенотипирование злокачественно трансформированных клеток проводится у 40% больных (преимущественно с различными формами острого лимфобластного лейкоза, вариантами острого миелобластного лейкоза МО, М6, М7 при дифференциальной диагностике лимфом и опухолей из малых округлых клеток) с использованием свежих жизнеспособных клеток, выделенных в градиенте плотности фиколл-верографина. У иногородних больных при необходимости иммуноцитохимические исследования выполняют непосредственно в мазках крови, костного мозга, цитологических препаратах лимфатических узлов и опухолей, полученных при пункционной биопсии. Модифицированные с этой целью иммуноферментные цитохимические методы (ЩФАЩФ, АВС-ЩФ, АВС-пероксидаза) в качестве know-how применяются только в референтной лаборатории, они позволяют с помощью обычной световой микроскопии идентифицировать природу патологических клеток при небольшом их содержании в исследуемом материале.
При диагностике острых лейкозов и неходжкинских злокачественных лимфом у детей мы используем широкоизвестную франко-американо-британскую классификацию (FAB), схему, предложенную в 1995 году Европейской группой по иммунологическому изучению лейкозов (EGIL), пересмотренную европейско-американскую классификацию лимфоидных новообразований (REAL) и новую классификацию ВОЗ (1999) опухолевых заболеваний кроветворной и лимфоидной тканей, основанную на учете цитоморфологических, цитохимических, иммунофенотипических особенностей трансформированных клеток и данных молекулярно-генетического анализа [5-7].
Из 571 больного, обследованного в 2001 году, дети с острыми лейкозами составили 34%, неходжкинскими злокачественными лимфомами — 22,5%, остальные — с ювенильным хроническим миелолейкозом, миелодиспластическими синдромами, апластической анемией и другими заболеваниями крови неопухолевой природы (рис.).
Во время диагностики онкогематологических заболеваний в РЛ мы руководствуемся следующими принципами.
С учетом цитохимических и иммуноцитохимических признаков в группе острых лимфобластных лейкозов (ОЛЛ) выделяются лейкозы В-клеточной природы (пре-пре-В, общего типа, пре-В и В-клеточный), четыре варианта Т-клеточных ОЛЛ (с фенотипом субкортикальных, кортикальных, медулярных тимоцитов, сgd Т-клеточным рецептором), восемь разновидностей острых миелоидных лейкозов. Большинство вариантов ОМЛ выделяли на основе цитоморфологического исследования и использования стандартных цитохимических реакций (определение активности миелопероксидазы, кислой фосфатазы, неспецифической a-нафтил-ацетатэстеразы, нафтол-AS-D-хлорацетатэстеразы, PAS-реакция). Иммунофенотипические маркеры применяли преимущественно при выделении вариантов ОМЛ М0, М6, М7.
У 84,3% детей были диагностированы различные варианты ОЛЛ, у 15,7% — ОМЛ (табл.3), что соответствует соотношению этих основных форм острых лейкозов у детей США и большинства стран Европы. У 87,7% детей с ОЛЛ бластные клетки имели В-клеточное происхождение, у 12,3% — Т-клеточную природу.
Среди острых лейкозов миелоидного происхождения преобладали варианты ОМЛ М4 и ОМЛ М5. Примерно пятую часть из них составляли лейкозы, развившиеся у детей на протяжении первого года жизни.
В таблице 4 представлены данные о частоте различных форм неходжкинских злокачественных лимфом у наблюдавшихся нами больных детей. Все они, включая лимфому Беркитта спорадического типа, В- и Т-лимфобластную, возникающие из соответствующих лимфоидных клеток-предшественниц, относятся к опухолям с крайне злокачественным течением.
У детей с лимфомой Беркитта спорадического типа, как и у пациентов с В-ОЛЛ (лимфома Беркитта в стадии лейкемизации), в большинстве случаев диагноз устанавливался на основании характерных цитоморфологических и цитохимических признаков — наличия бластных клеток с интенсивно базофильной вакуолизированной цитоплазмой и слабой диффузной окраской при выявлении активности кислой фосфатазы и при PAS-реакции. Между ними размещались немногочисленные макрофаги со светлой цитоплазмой. При необходимости проводили дополнительное иммуноцитохимическое исследование.
Значительную группу пациентов составили дети с солидными опухолями из малых округлых клеток (нейробластомой, саркомой Юинга, эмбриональной рабдомиосаркомой), нередко метастазирующих в костный мозг. В этих случаях часто возникала необходимость в проведении дифференциальной диагностики с острыми лейкозами и со злокачественными лимфомами в стадии лейкемизации. Применявшиеся с этой целью иммуноцитохимические маркеры представлены в таблице 5.
Новые диагностические технологии, основанные на последних достижениях молекулярной иммунологии и генетики, способствуют более точному распознаванию различных форм гемобластозов и опухолей различных органов и систем у детей. Получаемые при этом результаты важны в прогностическом плане и являются определяющими при выборе соответствующих схем терапии. По данным сотрудничающих с нами детских онкогематологов, при лечении детей с L1 и L2 вариантами ОЛЛ по протоколам БФМ-90 в ведущих лечебных учреждениях Украины удалось добиться существенного повышения уровня 5-летней выживаемости (с 10-15 до 70-75%) и приблизиться к подобным показателям в США, Германии, Франции. Достигнут также определенный прогресс в лечении детей с лимфомой Беркитта спорадического типа, нейробластомой, саркомой Юинга.
В деятельности РЛ важное место занимают повышение квалификации специалистов, выступления сотрудников с лекциями и докладами на научных конференциях, проведение ежегодных научно-практических семинаров, издание методических рекомендаций.
По масштабу и уровню проводимых исследований работающая на общественных началах и энтузиазме сотрудников РЛ не уступает центрам подобного типа, функционирующим в Великобритании, Германии и Испании (в последней стране центр создан на средства фонда для борьбы с лейкемией, основанного Х. Карреасом). У 50-60% первичных пациентов со злокачественными новообразованиями различной локализации, ежегодно регистрируемых в Украине, диагноз уточняется в нашей лаборатории.
Мы полагаем, что наш накопленный опыт может быть использован и в других регионах, в Украине следовало бы создать при поддержке государства еще, как минимум, 2-3 подобных диагностических центра [7]. Средства, необходимые для их оснащения оборудованием и реактивами, подготовки квалифицированных кадров, не столь уж велики. Без таких диагностических центров невозможно применять новые методы терапии, которые способствуют увеличению продолжительности жизни больных.
Мы выражаем признательность и благодарность всем, кто оказывает постоянную помощь и поддержку в нашей работе: Киевской городской госадминистрации (А. А. Омельченко, В. Г. Бедный), Главному управлению здравоохранения г. Киева (Р. Н. Макомела, В. В. Бычков), французскому медицинскому центру «Дети Чернобыля» (М.-Л. Симонэ), д-ру Н. Имамура (Хиросима, Япония).