За рубежом колопроктология считается элитным разделом хирургии. Об этом можно судить даже по количеству лет, затраченных будущим специалистом на обучение: в течение пяти лет он учится, чтобы получить сертификат общего хирурга, и только после резидентуры
Подготовила Эльвира Сабадаш, г. Киев
За рубежом колопроктология считается элитным разделом хирургии. Об этом можно судить даже по количеству лет, затраченных будущим специалистом на обучение: в течение пяти лет он учится, чтобы получить сертификат общего хирурга, и только после резидентуры становится дипломированным колопроктологом. На вопросы нашего корреспондента отвечает доктор медицинских наук, профессор кафедры факультетской хирургии № 1 Национального медицинского университета им. А. А. Богомольца Александр Иванович Пойда.
— С одной стороны, в основу его подготовки заложены глубокие знания анатомии и физиологии органа, на котором проводятся хирургические вмешательства. С другой, колопроктологи, по сути дела, занимаются лечением заболеваний органа, который является своеобразной «социальной системой» — системой завершения пищеварения. Это — формирование специфического содержимого толстой кишки, временное его удержание и последующее управляемое опорожнение. Термин «социальная система» официально не принят, однако с подачи сотрудников Украинского проктологического центра его используют во многих диссертациях, хотя он и вызывает дискуссии среди коллег. Мы прекрасно понимаем, что любые нарушения деятельности толстой кишки, особенно эвакуации содержимого, оборачиваются настоящей трагедией для больных. Нарушения функции толстой кишки часто бывают вызваны такими патологическими состояниями, как доброкачественные и злокачественные новообразования, когда кишечная непроходимость является их осложнением. Достаточно большая группа функциональных заболеваний приводит к этой патологии. В некоторых случаях, даже в результате исследований мы не находим явных причин патологии, но процессы перистальтики нарушены, и продвижение содержимого толстой кишки задерживается. Такие больные, как правило, оправляются раз в 7-15 дней, что, несомненно, откладывает отпечаток и на их психоэмоциональное состояние: они поступают к нам с тяжелыми психопатиями, тяжелой хронической каловой интоксикацией.
— К сожалению, такие случаи есть, и они не единичны. Мы сталкиваемся с серьезными тактическими просчетами даже тогда, когда хирурги берутся за простые, на первый взгляд, операции, такие как геморрой, свищи прямой кишки и т.д. Причиной этих ошибок является незнание особенностей анатомии и физиологии аноректальной области, а сами ошибки приводят к тому, что хирурги, оперируя, повреждают зону, обеспечивающую удержание каловых масс. В результате человек становится инвалидом. Достаточно часто, кроме указанной проблемы, рецидив болезни возникает в связи с незнанием общих хирургов особенностей и «секретов» болезни, а также ее оперативного лечения.
— Если хирург общего профиля хочет освоить технику оперативных вмешательств на прямой кишке, он сможет пройти подготовку на базе КМАПО. Разработаны программы первичной и вторичной специализации, базовая схема обучения, которую должен освоить хирург. Такие курсы будут закладывать базовый уровень знаний по колопроктологии.
Для того чтобы оперировать не только на прямой, но и на ободочной кишках, необходимо пройти обучение в высокоспециализированном центре, каким является Украинский проктологический центр. Здесь сконцентрированы опыт, знания, накопленные за время существования проктологии как отдельного раздела медицины. За годы работы Центра сотрудники получили 65 патентов на разработку новейших методик диагностики, лечения, примерно 50 из которых — патенты на методики оперативных вмешательств. В нашем Центре освоены оперативные вмешательства, которые в Украине больше нигде не проводятся, а некоторые из них выполняются только в единичных клиниках мира. Конечно, мы гордимся своим опытом и стараемся передавать его специалистам, которые стремятся развивать профессиональное мастерство.
Я думаю, что открытие курсов на базе кафедры хирургии КМАПО даст возможность молодым хирургам проходить первичную специализацию по колопроктологии и в дальнейшем успешно работать в этой области.
— Сегодня проктологией занимается, кто хочет и как хочет. Нет системы, которая бы регулировала, кому и в каком объеме можно работать по этой узкой специальности. Если в других направлениях хирургии существуют сертификаты, а также определенные решения ассоциаций, разрешающие практическую деятельность, то в нашей сфере до сих пор этого нет.
Вот, собственно, поэтому в поликлиниках этой проблемой занимаются общие хирурги, которые, естественно, не повышают уровень квалификации, да, собственно говоря, этого уровня просто не существует. Другого врача хирургического профиля, кроме общего хирурга, тем более проктолога, в поликлиниках нет. Создание рациональной, соответствующей мировым стандартам структуры колопроктологов позволит оказывать больным специализированную помощь. Только тогда мы избавимся от социальных трагедий, которые сегодня нередки из-за неправильного лечения проктологических заболеваний.
— В первую очередь, скажу о тех заболеваниях, сложность диагностики и лечения которых предопределяется неполным знанием их этиологии, развития. Это, прежде всего, неспецифические язвенные колиты и неспецифические гранулематозные колиты (болезнь Крона). Особенностью последнего заболевания является поражение не только толстой кишки, но и любого из отделов пищеварительного канала. Это — распространенное и серьезное заболевание, этиология и патогенез которого до конца не выяснены. Проведение операции позволяет лишь ликвидировать осложнение, но, к сожалению, не само заболевание.
Второе место по актуальности занимают доброкачественные новообразования толстой кишки — полипы и полипоз. Можно сказать, что названия не совсем соответствуют особенностям течения этих заболеваний, однако с точки зрения онкологии, на первых этапах они все-таки считаются доброкачественными. Полипы являются облигатным или обязательным предраком. Поэтому, если спросить специалистов-колопроктологов или онкологов, какой должна быть профилактика этой патологии, они ответят однозначно — своевременное удаление полипов. Сделать это можно, только проводя целенаправленные диспансерные осмотры населения, которые показаны всем лицам старше 40-45 лет. Осмотры признаны во всем мире, поскольку фактически являются стандартами контроля за состоянием здоровья человека. У нас в Украине они не проводятся, люди обращаются за помощью тогда, когда уже есть симптомы тяжелого заболевания. А ведь, согласитесь, проще удалить эндоскопическим путем сантиметровый полип, нежели потом выполнять объемное полостное оперативное вмешательство, а затем реабилитировать такого тяжелого больного. Мы затронули еще одну важную проблему — отсутствие специализированных кадров и понимания врачами и населением необходимости профилактических осмотров.
Что же касается полипоза, то мы фактически оперируем больного с онкопатологией. Радикальная операция — удаление толстой кишки — единственный шанс спасти жизнь такому больному. Нельзя сказать, что полипозы очень распространены, но сталкиваться с этим заболеванием все-таки приходится достаточно часто.
— Ассоциация колопроктологов Украины создана год назад. В регионах работают филиалы Ассоциации, которыми руководят главные специалисты-колопроктологи областей. В сентябре 2003 года состоится І учредительный съезд колопроктологов Украины, на котором, по всей видимости, будут решены многие организационные и научные вопросы, что даст возможность нашей молодой организации обрести более серьезный юридический и профессиональный статус.