Влияние антигипертензивной терапии амлодипином (Стамло) на гемостаз и клиническое течение дисциркуляторной энцефалопатии у больных с артериальной гипертензией

Влияние антигипертензивной терапии амлодипином (Стамло) на гемостаз и клиническое течение дисциркуляторной энцефалопатии у больных с артериальной гипертензией

Доказано, что повышение артериального давления (АД) сопровождается увеличением риска развития цереброваскулярных заболеваний, инсульта, инфаркта миокарда (B. Neal et al., 1996). Антигипертензивная терапия наиболее эффективно предупреждает

Н. Н. Грицай, д. м. н., профессор; Н. В. Литвиненко, д. м. н., доцент; В. М. Гладкая, клинический ординатор; В. А. Пинчук, аспирант; Т. И. Пурденко, аспирант, кафедра нервных болезней с курсом нейрохирургии; В. П. Мищенко, О. В. Коковская, аспиранты, кафедра нормальной физиологии; Украинская медицинская стоматологическая академия, г. Полтава

Доказано, что повышение артериального давления (АД) сопровождается увеличением риска развития цереброваскулярных заболеваний, инсульта, инфаркта миокарда (B. Neal et al., 1996). Антигипертензивная терапия наиболее эффективно предупреждает возникновение геморрагического инсульта, гипертензивной энцефалопатии, сосудистой деменции, менее эффективно — инфаркт мозга (Е. П. Свищенко, В. Н. Коваленко, 2002). Среди препаратов первой линии для лечения артериальной гипертензии (АГ) особое место занимают антагонисты кальция (АК), что обусловлено их высокой клинической эффективностью, отсутствием побочных действий, хорошей переносимостью.

Исследования показывают, что снижение уровня ионизированного кальция в плазме крови при АГ приводит к нестабильности клеточных мембран, повышению АД (P. Hamet, 1995). Терапевтическое действие АК основано на блокаде потенциалзависимых кальциевых каналов L-типа. Самой высокой кардиоселективностью обладают производные дигидропиридина, среди которых высокой биодоступностью, длительным периодом полувыведения, продолжительным и стойким антигипертензивным действием, кардиопротективными свойствами обладает АК III поколения — амлодипин (E.B. Raftery et al., 1994; Е. П. Свищенко и соавт., 1998; М. І. Лутай, В. М. Ванджура, 2000). Недостаточно изученным остается влияние амлодипина на систему гемостаза у больных с АГ, не выяснены вопросы клинической эффективности препарата при дисциркуляторной энцефалопатии (ДЭ).

Цель нашего исследования — изучение влияния амлодипина (СТАМЛО) на систему коагуляционного гемостаза и клиническое течение ДЭ на фоне АГ.

Материалы и методы исследования

Обследованы 20 пациентов в возрасте 44-55 лет (11 мужчин и 9 женщин) с умеренной АГ и ДЭ II стадии. Нарушения мозгового кровообращения в вертебро-базиллярном бассейне наблюдали у 16 больных (80%), в каротидном бассейне — у 4 (20%). У 9 пациентов была диагностирована ишемическая болезнь сердца, у 4 — сахарный диабет. В контрольную группу для коагулологических исследований вошли 20 здоровых пациентов соответствующего возраста и пола. Амлодипин (СТАМЛО) назначался в дозе 10 мг на 1 прием вечером в виде монотерапии на протяжении 20 дней. Контроль эффективности лечения осуществляли на основе анализа динамики клинических симптомов ДЭ, данных измерения систолического и диастолического АД 2 раза в сутки (в 8 и 18 часов). Исследование показателей системы гемостаза проводили с помощью коагулометра CLOT-1 («Hospitex», Италия) с использованием наборов фирм «Hospitex» (Италия), «Ренам» (Россия), «Simko Ltd» (Украина). Все показатели учитывались до и после курса лечения препаратом СТАМЛО.

Статистическую обработку полученных результатов проводили на персональном компьютере IBM PC с использованием пакета статистических программ «Statistica 5.1 for Windows» с расчетом средних величин (М) и их средних ошибок (m) (табл.). Достоверность различий между показателями оценивали с помощью критерия Стьюдента (t).

Результаты и их обсуждение

У больных с ДЭ II стадии на фоне умеренной АГ наблюдали характерную общемозговую и очаговую симптоматику. В клинической картине заболевания наиболее часто регистрировались синдромы пирамидной недостаточности (100% пациентов), вегетативной дистонии (100%), астено-невротический (80%) и ликворно-дистензионный (50%). При этом у 8 больных (40%) отмечали вегето-сосудистые пароксизмы симпато-адреналового типа. У пациентов с АГ и ДЭ выявлены достоверные гипокоагуляционные изменения по сравнению с группой здоровых людей аналогичного возраста и пола: удлинение времени рекальцификации на 47%, тромбинового времени в 2,8 раза, снижение концентрации фибриногена на 22% (табл.). Величина систолического АД у больных составила 165,2±3,5 мм рт. ст., диастолического АД — 103,8±2,0 мм рт. ст.

Как свидетельствовали полученные данные, клиническая переносимость препарата СТАМЛО была удовлетворительной, побочных эффектов при его приеме не наблюдалось. Через 20 дней приема имело место достоверное снижение систолического АД до 132,2±5,4 мм рт. ст. (р<0,05), диастолического — до 90,7±3,2 (р<0,05). Препарат проявлял равномерный гипотензивный эффект как в утренние, так и в вечерние часы, не вызывал тахикардии. Снижение АД происходило на 3-4-й день приема препарата, возрастало на 2-й неделе приема, в дальнейшем АД оставалось без динамики, стабилизировалось.

В конце курса лечения отмечена четкая положительная динамика клинического течения ДЭ: головная боль исчезала у 39% пациентов, головокружение — у 29%, тошнота — у 50%, шаткость при ходьбе — у 39%, шум в голове — у 29%, онемение конечностей — у 62%, нарушения сна — у 33%, раздражительность — у 33%, общая слабость у 39%, боли и перебои в области сердца — у 38 и 33%. У остальных больных выявлено уменьшение степени выраженности данных клинических симптомов. Заслуживает внимания вегетотропный эффект препарата, уменьшение частоты, длительности и тяжести вегето-сосудистых пароксизмов наблюдали у 6 больных (75%).

В конце курса лечения амлодипином у больных отмечалось укорочение времени рекальцификации (до 166,0±3,3 после лечения против 183,0±3,4 секунд до лечения, р<0,05), тромбинового времени (до 16,9±1,6 секунд после лечения против 25,9±2,4 секунд до лечения, р<0,05), длительности фибринолиза эуглобулинового сгустка (до 8160±180 секунд после лечения против 9600±240 до лечения, р<0,05). На концентрацию фибриногена и показатели протромбинового времени назначение амлодипина у больных влияния не оказало. Динамика изменений данных показателей свидетельствовала о модулирующем действии амлодипина (СТАМЛО) на систему коагуляционного гемостаза, так как вектор изменений параметров был направлен в сторону его нормализации. В то же время укорочение времени фибринолиза указывало на тромболитические свойства препарата.

По-видимому, препарат СТАМЛО повышает исходно сниженный при АГ уровень ионизированного кальция в плазме крови, что приводит к уменьшению электрической нестабильности мембран, снижению пассивного поступления кальция в клетку и, возможно, некоторой активации (модуляции) в системе коагуляционного гемостаза при АГ и ДЭ. Следствием указанных процессов является уменьшение чувствительности мембраны к вазоконстрикторным влияниям, что обеспечивает нормализацию сосудистого тонуса. При приеме препарата СТАМЛО отсутствовали явления депрессии и заторможенности, поскольку АК не влияют непосредственно на структуры центральной нервной системы, так как в нейронах преобладают кальциевые каналы N-типа.

Выводы

  1. У пациентов с умеренной АГ и ДЭ II стадии отмечались гипокоагуляционные изменения в коагуляционном звене гемостаза (удлинение времени рекальцификации, тромбинового времени, снижение концентрации фибриногена).
  2. Монотерапия ДЭ, развившейся на фоне АГ, блокатором кальциевых каналов дигидропиридинового ряда III поколения амлодипином (СТАМЛО) приводила к четкой положительной динамике дисциркуляторных церебральных проявлений (антиишемический и вегетотропный эффекты).
  3. Препарат проявлял выраженный антигипертензивный эффект уже на первой неделе приема, оказывал модулирующее действие на систему коагуляционного гемостаза и активирующее влияние на систему фибринолиза. Результатом данных изменений явилось улучшение гемодинамики и клинического течения заболевания.

Литература

  1. Свищенко Е.П., Коваленко В.Н. Гипертоническая болезнь. Вторичные гипертензии. К., Лыбидь, 2002, 504 с.
  2. Лутай М.І., Ванджура В.М. Добова антигіпертензивна ефективність амлодипіну та фелодипіну у пацієнтів з ішемічною хворобою серця, поєднаною з артеріальною гіпертензією//Український кардіологічний журнал, 2000, № 5-6, с. 30-33.
  3. Свищенко Е.П., Ярынкина Е.А., Мхитарян Л.С. и др. Влияние амлодипина на суточные колебания артериального давления и гуморальный профиль артериальной гипертензии//Украинский кардиологический журнал, 1998, № 5, с. 34-38.
  4. Hamet P. (1995) The evalution of the scientific evidence for a relationship between calcium and hypertension. J. Nutr., 125: 311-400.
  5. Neal B., Anderson C., Chalmers J. et al. for the PROGRESS Management Committee. (1996) Blood pressure lowering in patients with cerebrovascular disease: Results of the PROGRESS (Perindopril Protection Against Recurrent Stroke Study) pilot phase. Clin. Exp. Pharmacol. Physiol. , 23: 444-446.
  6. Raftery E.B., Herber M.E., Bridgen G. et al. (1994) 24-hour blood pressure control with once calcium antagonist amlodipine. J. Cardiovasc. Pharmacology, 17(suppl.1): 13-18.