Либерализация взаимоотношений (казалось бы, фактор позитивный) на фоне девальвации морально-этических ценностей в последнее десятилетие обернулась целым букетом социальных болезней. Тяга ко всему новому, экспериментальные формы поведения, с одной
Либерализация взаимоотношений (казалось бы, фактор позитивный) на фоне девальвации морально-этических ценностей в последнее десятилетие обернулась целым букетом социальных болезней. Тяга ко всему новому, экспериментальные формы поведения, с одной стороны, и социальная незрелость, неумение трезво оценить риск, с другой, привели, в частности, к росту венерических заболеваний. С величайшим трудом в конце девяностых годов медикам удалось остановить эпидемию сифилиса в Украине. Причем, переломить ситуацию помогла не государственная программа (Постановление Кабинета Министров Украины № 357 от 23.03.1998 г. «О комплексных мерах по профилактике инфекций, передающихся половым путем»), которая была принята с большим опозданием, когда эпидемия уже шла на спад, а годами отработанная система работы дермато-венерологической службы страны.
Итак, с сифилисом справились, заболеваемость гонореей также обвально снижается, во всяком случае статистически, так что — проблем нет? Сегодня актуальными оказались не только классические венерические заболевания, к которым относят сифилис и гонорею, но появилась большая группа болезней (около 20), названных Всемирной организацией здравоохранения инфекциями, передающимися половым путем (ИППП).
В последнее время эти заболевания привлекают внимание не только дерматовенерологов, но и врачей других специальностей. Значительно увеличилось число больных ИППП за последние 3-5 лет, по некоторым нозологиям рост числа зарегистрированных случаев ИППП составляет до 200% в год. Этот рост происходит быстрее у женщин, чем у мужчин, достигая максимальных величин в возрастной группе 20-29 лет, что в дальнейшем, безусловно, окажет серьезное влияние на репродуктивное здоровье нации в целом, поскольку связь ИППП с фертильностью неоспорима.
Наиболее распространенными ИППП являются трихомониаз, хламидиоз, микоплазмоз. Сегодня известно, что они негативно влияют на демографическую ситуацию в стране, становятся причиной бесплодия, невынашивания беременности, младенческой смертности. Официальная статистика этих болезней введена несколько лет назад, но отражает не столько истинную заболеваемость, сколько степень развития лабораторной диагностики. Времена, когда с помощью мазка и бактериологического посева можно было решить диагностические проблемы, канули в историю. Диагностика урогенитальных ИППП требует новейших технологий. Это, прежде всего, ДНК-диагностика, иммуноферментный, иммунофлюоресцентный анализы.
Современные урогенитальные ИППП практически не имеют патогномоничных симптомов, протекают малозаметно или совсем бессимптомно, поэтому в их выявлении лабораторная диагностика играет решающую роль. Какова же ситуация с лабораторной диагностикой ИППП сегодня? В областных центрах и крупных городах Украины можно найти несколько современных лабораторий, значительная часть которых частные, что значительно снижает доступность диагностики для людей с невысокими доходами. Что касается сельской местности, то для тамошних больниц и, соответственно, населения, современные исследования практически недоступны. А согласно статистике, рождаемость в Украине поддерживается, в значительной мере, за счет сельского населения.
Где же выход? Всем ясно, что в ближайшее время государство не сможет создать столь необходимые лаборатории по диагностике ИППП в каждом лечебном учреждении. Очень интересен и полезен опыт организации лабораторной диагностики ИППП в США, где мне удалось побывать несколько лет назад. Даже в такой очень богатой стране нет возможности (и целесообразности) организовывать лаборатории в каждом лечебном учреждении. К примеру, весь штат Западная Вирджния (его население 1,5 млн. чел.) обслуживает одна (!) централизованная лаборатория, укомплектованная высокопрофессиональным персоналом, современным оборудованием и автотранспортом, собирающим анализы со всего штата. Думаю, что такая система может успешно внедрена и в нашей стране. Кроме выполнения анализов, подобные лаборатории выполняют еще одну важную функцию — отслеживают биологические свойства возбудителей ИППП в данном регионе. Эти исследования регулярно доводятся до сведения врачей и учитываются при разработке схем лечения. К сожалению, в Украине такие исследования не проводятся вообще, что приводит, в значительной мере, к проблемам, возникающим при лечении урогенитальных ИППП.
Большие трудности в организации медицинской помощи больным ИППП вызывает отсутствие в Украине национальных стандартов диагностики и лечения, это осложняет выбор диагностических тестов и их интерпретацию. В нашей стране используются несертифицированные тест-системы, дающие парадоксальные результаты, поэтому в практике применяют немыслимые схемы лечения хламидиоза, включающие порой более 20 препаратов, из которых антихламидийным действиям обладают 1-2, но и они назначаются в дозировках, значительно превышающих терапевтические границы. Только реаниматологам известно, сколько больных хламидиозом после лечения по таким схемам попадают к ним с токсическими осложнениями. Отсутствие государственных стандартов лечения ИППП в какой-то мере компенсируется методическими рекомендациями научных учреждений, однако их практическая ценность снижается из-за очевидного влияния заинтересованных фармацевтических фирм.
Очень важная ступень профилактики ИППП — санитарное просвещение. Но сегодня эту проблему обсуждать невозможно, потому что нет самого предмета обсуждения, система санитарного просвещения в стране не функционирует.
Резюмируя сказанное, хочу подчеркнуть, что проблемы ИППП можно успешно решать. Сегодня в Украине трудятся замечательные медики — профессионалы, которым по плечу самые сложные задачи. Необходимо на государственном уровне решить несколько кардинальных вопросов: разработать стандарты диагностики и лечения ИППП; обеспечить современный уровень диагностики ИППП, доступный для всех слоев населения; реанимировать санитарно-просветительную работу, особенно среди детей и подростков.
Проблемы организации медицинской помощи больным ИППП занимают в практической медицине одно из ведущих мест, и от того, как быстро и эффективно удастся их решить, будет зависеть здоровье нации сегодня и в будущем.