Изучение эффективности антигеликобактерной терапии у больных с язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки при использовании комплекса препаратов Ультоп, Фромилид и Хиконцил

Изучение эффективности антигеликобактерной терапии у больных с язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки при использовании комплекса препаратов Ультоп, Фромилид и Хиконцил

Исход лечения язвенной болезни двенадцатиперстной кишки (ЯБДК) в подавляющем большинстве случаев зависит от эффективности проведения антигеликобактерной терапии (АГБТ) у таких пациентов. При полной эрадикации Helicobacter pylori (HP) число рецидивов

Г.Д. Фадеенко, д.м.н. профессор; Институт терапии им. Л.Т. Малой АМН Украины, г. Харьков

Исход лечения язвенной болезни двенадцатиперстной кишки (ЯБДК) в подавляющем большинстве случаев зависит от эффективности проведения антигеликобактерной терапии (АГБТ) у таких пациентов. При полной эрадикации Helicobacter pylori (HP) число рецидивов заболевания резко сокращается (до 5-15% в год) [3], что позволяет говорить о достижении стойкой ремиссии или излечении.

В странах Европы, в том числе и Восточной, для АГБТ применяют преимущественно терапию первой линии (тройную терапию), основанную на ингибиторах протонной помпы (ИПП). Такое лечение (ИПП + кларитромицин/метронидазол + амоксициллин) обеспечивает положительный результат эрадикации НР не менее чем в 85% случаев [4,8]. Альтернативой является квадротерапия (ИПП + коллоидный висмут + метронидазол + тетрациклин), к которой прибегают, когда все возможные варианты тройной терапии уже исчерпаны, а также выявлена резистентность НР к назначаемым антибактериальным препаратам [2,7,8,9].

Проведение АГБТ в Украине имеет свои особенности. Во-первых, терапия резерва у нас практически не используется из-за отсутствия на рынке соответствующих дозировок для двух из четырех компонентов схемы лечения – метронидазола и тетрациклина. Наиболее распространенная дозировка для метронидазола – 250 мг, для тетрациклина – 100 мг (вместо рекомендуемых 400 мг и 500 мг на прием, соответственно). Поэтому, в случае назначения квадротерапии, пациенту, если он будет придерживаться рекомендуемых Маастрихским консенсусом 2-2000 суточных доз (для метронидазола – 1 г 200 мг и для тетрациклина – 2 г), за день придется употребить 5 таблеток метронидазола, 20 таблеток тетрациклина + 4 капсулы коллоидного висмута (480 мг) + 2 таблетки ИПП. Итого – 31 таблетку/капсулу в день и 217 – за самый короткий из возможных курс лечения. Естественно, что прием такого количества таблеток как для самого пациента, так и для его врача является серьезной психологической преградой. При таких обстоятельствах тройная терапия пока остается основным и единственным способом лечения НР инфекции и заболеваний, ассоциированных с ней, в том числе и ЯБДК.

Во-вторых, достоверно неизвестен уровень резистентности у НР к метронидазолу и кларитромицину, поскольку широкомасштабных исследований, посвященных данному вопросу, не проводилось. Гипотетически к метронидазолу резистентность должна быть выше предельно допустимой (более 30%), поскольку данный препарат давно и широко используется в медицинской практике. Что касается кларитромицина, то он в нашей стране стал применяться значительно позже, чем на Западе, и резистентность к нему у НР, разумеется, еще не успела достаточно распространиться и достичь допустимого предела (более 15%). Данные предположения подтверждаются отдельными исследованиями как у нас, так и в России [3,5]. Поэтому тройная терапия на основе ИПП + кларитромицин + амоксициллин в настоящее время должна считаться наиболее эффективной.

Еще одной особенностью АГБТ в Украине является высокая вероятность использования в качестве компонентов АГБТ не инновационных, а генерических препаратов. На нашем рынке существует ряд генерических препаратов, доказавших свою высокую эффективность как в специально проведенных клинических исследованиях, так и на практике. При их использовании, например для лечения ЯБДК, степень эрадикации НР и частота заживления язв достаточно высоки. При этом стоимость курса лечения значительно уменьшается в связи с более доступной стоимостью препаратов в сравнении с инновационными.

Перед практическими врачами всегда возникает проблема выбора конкретного препарата для АГБТ, так как их арсенал в нашей стране довольно велик. Особенно такой выбор касается медико-экономического аспекта лечения: соотношения стоимости и эффективности. В связи с этим выгодно отличаются препараты производства компании КRКА (Словения): Ультоп (омепразол), Фромилид (кларитромицин) и Хиконцил (амоксициллин), на практике доказавших на протяжении нескольких лет свое высокое качество.

Эффективнось и переносимость указанных препаратов у пациентов с ЯБДК, ассоциированной с НР, ранее (в 2000 г.) специально изучали в клинике Института терапии АМН Украины г. Харькова по унифицированному протоколу. Схема лечения включала: Ультоп по 20 мг 2 раза в день, Хиконцил по 1000 мг 2 раза в день, Фромилид по 500 мг 2 раза в день в течение 7 дней, затем Ультоп по 20 мг 1 раз в день – 14 дней. Оценивали динамику клинических проявлений заболевания, частоту заживления язв и уменьшения воспаления в слизистой оболочке гастродуоденальной зоны, частоту эрадикации НР. Кроме того, проводили учет побочных явлений по мере их возникновения, оценивали переносимость терапии пациентами.

Анализ полученных результатов свидетельствовал о высокой эффективности данной комбинации препаратов [6], которые на протяжении последних лет активно использовали как в сочетании (при АГБТ), так и в отдельности по другим показаниям.

Цель настоящей работы – оценка эффективности комбинации указанных препаратов у пациентов с ЯБДК, ассоциированной с НР, после 5-летнего применения на нашем рынке.

Проанализированы исходы лечения, проведенного по единому протоколу, аналогичному предыдущему, у 46 пациентов в возрасте от 18 до 60 лет, в том числе 29 мужчин и 17 женщин. Полученные результаты лечения сравнивали с аналогичными за 2000 год.

Проведенная терапия способствовала быстрому наступлению клинического улучшения. Уже к 3-му дню от начала лечения основные клинические проявления заболевания значительно ослабевали и практически прекращались к концу курса лечения, что соответствовало ранее полученным результатам.

Заживление язвенных дефектов наступило через 4 недели от начала лечения у 41 пациента (90%), а снижение выраженности воспаления в слизистой оболочке гастродуоденальной зоны – у 37 пациентов, что составило 81%, и достоверно не различалось в сравнении с предыдущими результатами лечения.

Эрадикация НР произошла у 39 (85%) больных, что также значимо не отличалось от результатов предыдущей эрадикации.

Проводимое лечение сопровождалось невысокой частотой побочных эффектов (в 21% случаев), которые не требовали прекращения лечения.

Как и ранее, проводимое лечение переносилось вполне удовлетворительно. В большинстве случаев все больные оценивали переносимость терапии, как хорошо переносимую – 85% и очень хорошую – 15%.

Анализ полученных результатов позволил сформулировать следующие выводы.

  1. Стандартный вариант антигеликобактерной терапии с включением препаратов Ультоп, Фромилид и Хиконцил у больных с язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки полностью отвечает требованиям Мастрихского соглашения 2-2000, т.е. является эффективным, безопасным и доступным:
    • лечение способствовало быстрому наступлению клинической ремиссии заболевания и заживлению язвенных дефектов;
    • частота уничтожения НР составила 85%;
    • проведенная терапия не вызывала тяжелых побочных явлений, а имевшие место – были умеренно выражены и не требовали отмены препаратов;
    • терапия переносилась пациентами преимущественно хорошо (85%) и отлично (15%).
  2. Использованная схема по прошествии времени (5 лет) не утратила своей клинической и эрадикационной эффективности.
  3. Схема лечения в составе препаратов Ультоп, Фромилид, Хиконцил может с успехом применяться для лечения язвенной болезни двенадцатиперстной кишки, ассоциированной с НР.

Литература

  1. Белоусов Ю. Генерики – мифы и реалии//Здоров'я України, №20, 2003.– С. 8-9.
  2. Ивашкин В.Т., Исаков В.А. Основные положения II Маастрихского соглашения: какие рекомендации по лечению заболеваний, ассоциированных с Helicobacter pylori, нужны в России? // Рос. журн. гастроэнтерол., гепатол., колопроктол. – 2001. – Т. 11, № 3. – С. 77-85.
  3. Ивашкин В.Т., Шептулин А.А. Перспективы применения блокаторов протонного насоса в гастроэнтерологии // Бол. органов пищеварения. – 2001. – т. 3, № 1. – С. 3-6.
  4. Исаков В.А. Ингибиторы протонного насоса: их свойства и применение в гастроэнтерологии. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2001. – С. 304.
  5. Луфт В.М., Расновская М.Ф., Королева Л.Ф., Кузьмина Т.С. Сравнительная эффективность блокаторов водородной помпы в комплексном лечении язвенной болезни // Рос. журн. гастроэнтерол., гепатол., колопроктол. – 2000. – Т. 10, № 5 прил. № 11.С. 146, № 538.
  6. Фадеенко Г.Д., Соломенцева Т.А. Оценка эффективности варианта тройной терапии в эрадикации Helicobacter pylori//Российский журнал гастроэнтерологии, гепатологии, колопроктологии. – № 5, Том IX. – 1999. Приложение: Материалы 5-й Российской гастроэнтерологической недели, Москва. – С. 45.
  7. Dattilo M., Figura N. Helicobacter pylori infection, chronic gastritis, and proton pump inhibitors //J. Clin. Gastroenterol. – 1998. – Vol. 27 (suppl 1). – S. 163-169.
  8. Erah P. O., Goddard A. F., Barrett D. A. et. al. The stability of amoxycillin, clarithromycin and metronidasole in gastric juice: relevance to the theatment of Helicobacter pylori infection // J. Antimicrob. Chemother. – 1997. – Vol. 39. № 1. – P. 5-12.
  9. Rauws T. A. J., Landenberg W., Houthoff H. J. et. al. Campylobacter pyloridis – assotiated chronic antral gastritis. A prospective study of its prevalence and the effects of antibacterial and antiulcer treatment // Gastroenterol. – 1998. – Vol. 94. – P. 33-40.