Оценка эффективности препарата Ливолин форте в лечении больных с жировым гепатозом

Оценка эффективности препарата Ливолин форте в лечении больных с жировым гепатозом

Печень — главный орган метаболизма в организме человека, выполняющий более 70 функций и одну из основных — барьерную. Это обусловливает высокую чувствительность гепатоцитов к повреждающему действию алкоголя, вирусов, различных

А. С. Свинцицкий, д. м. н.; Е. Н. Ревенок, д. м. н.; Г. А. Соловьева, к. м. н.; А. И. Ткачук, к. м. н.,кафедра госпитальной терапии № 2 Национального медицинского университета им. А. А. Богомольца, г. Киев

Печень — главный орган метаболизма в организме человека, выполняющий более 70 функций и одну из основных — барьерную. Это обусловливает высокую чувствительность гепатоцитов к повреждающему действию алкоголя, вирусов, различных токсинов, медикаментов.

Согласно классификации заболеваний печени при алкогольном поражении печени предпочтение отдают термину «алкогольная болезнь печени». Она обусловлена действием алкоголя, его токсических метаболитов, патологическими иммунными реакциями. Кроме того, более чем у половины больных выявляют маркеры вирусных гепатитов В и С [1, 3, 4, 6].

Выделяют 4 типа алкогольных поражений печени: жировая дистрофия печени, острый гепатит, хронический гепатит (жировая дистрофия, сопровождающаяся некрозом гепатоцитов и мезенхимальной реакцией) и цирроз [2]. Некоторые авторы выделяют еще перивенулярный фиброз.

При всех заболеваниях печени наблюдают повреждение мембранных структур. Клеточные мембраны имеют типичное двухслойное строение: вязкий липидный двойной слой с гидрофобными группами снаружи и гидрофильными — с внутренней стороны. Наиболее распространенные мембранные липиды относятся к классу фосфолипидов, двойной слой их стабилизируется молекулами холестерола, протеинами и гликолипидами.

Мембраны клеток связаны с различными энзимными системами, также активизирующимися фосфолипидами [12]. Они играют активную роль в метаболических процессах: связанные с мембраной энзимы — аденилатциклаза (клеточная мембрана) или цитохромоксидаза (митохондриальная мембрана) — активируются фосфолипидами. Подобным образом активируются триглицеридлипаза, липопротеинлипаза, лецитин, холестеролацилтрансфераза [1].

Фосфолипиды необходимы для нормального функционирования других встроенных в мембрану компонентов, таких как протеины, ответственные за образование и функционирование клеточных рецепторов, или связанных с ней обменных процессов [1]. 80-90% фосфолипидов клеточной мембраны — фосфатидилхолины (ФХ). Молекула их — универсальный строительный блок для клеточных мембран. Установлено, что молекула ФХ улучшает метаболические процессы в печени и уменьшает пероксидантные повреждения, а также встраивается в поврежденные мембраны клеток, стимулирует синтез РНК и протеинов, тем самым способствуя регенерации клеток. Благодаря содержанию ФХ в пище (не менее 800 мг в сутки) значительно ускоряются репаративные процессы в печени.

Фосфолипиды играют универсальную роль в жизнедеятельности организма, но их функционирование может существенно нарушаться при вирусных или токсических поражениях печени. Хотя в организме человека, казалось бы, имеется достаточный резерв гепатоцитов (площадь их клеточных мембран достигает 33 000 м2) для восстановления клеток, его компенсаторные возможности при какой-либо патологии достаточно быстро исчерпываются [8, 9].

Восстановление поврежденных структур клеток печени может быть достигнуто путем назначения высоконасыщенного фосфатидилхолина, обладающего высоким энергетическим потенциалом. Восстановление разрушенных структурных элементов мембраны эссенциальными фосфолипидами может осуществляться различными способами. Механизмы восстановления целостности мембраны клетки таковы:

  • заполнение щелей в пределах структуры клетки и обеспечение ее метаболического гомеостаза;
  • повышение активности и текучести мембран;
  • активация расположенных в мембране фосфолипидзависимых ферментов.

Огромное значение фосфолипидов для организма обусловливает интерес к терапевтическому использованию фосфолипидов и их фракций с высоким содержанием полиненасыщенных жирных кислот в лечении болезней, основным патогенетическим механизмом развития которых являются повреждения мембран и метаболические нарушения.

Материал и методы исследования

Целью нашего исследования была оценка эффективности препарата Ливолин форте в лечении больных с жировым гепатозом.

В исследовании приняли участие 27 человек (20 мужчин, 7 женщин) с жировой дистрофией печени. У основной части пациентов этиологическим фактором стеатогепатоза был алкоголь (21 человек), у 4 — сахарный диабет, у 2 — ожирение. Средний возраст пациентов — 44,3±2,7 года.

Критерии исключения из исследования: наличие декомпенсированного цирроза печени; уровень АЛТ, АСТ, билирубина или щелочной фосфатазы, превышающий норму в 3 и более раз; сывороточные маркеры вирусного гепатита, тяжелые хронические заболевания легких, сердца, почек и других органов, требующие лечения, влияющего на функцию печени; нежелание пациента прекратить прием алкоголя во время лечения.

Пациенты получали Ливолин форте по 1 капсуле 3 раза в день в течение трех недель. Капсула содержит 300 мг эссенциальных фосфолипидов и витаминный комплекс (В1, В2, В6, В12 и никотинамид). До и после лечения изучали клинические проявления (болевой, диспептический, астено-невротический синдромы), биохимические показатели, характеризующие наличие синдромов цитолиза (АЛТ, АСТ), холестаза (ЩФ, ГГТП, холестерин, билирубин).

Ультразвуковое исследование органов брюшной полости проводили с помощью ультразвукового сканера Алока SSD-630. Всем больным до и после лечения выполняли многомоментное дуоденальное зондирование для определения функционального состояния желчного пузыря. Кроме того, проводили общеклинические, необходимые инструментальные (ректороманоскопия, колоноскопия, рентгенография органов грудной клетки, электрокардиография) и лабораторные исследования для исключения из диагностики сопутствующих заболеваний.

Учитывая то, что пациенты получали Ливолин форте на фоне базисной терапии (детоксикационная терапия, препараты ферментов, пробиотики, при необходимости — антибиотики), для суждения о его эффективности использовали контрольную группу больных, в которую вошли 17 человек с жировым гепатозом (13 мужчин и 4 женщины). По полу, возрасту, заболеваниям, приведшим к развитию жировой дистрофии печени, они соответствовали больным исследуемой группы. Пациенты контрольной группы в качестве гепатопротектора получали Карсил по 1 таблетке 3 раза в день на протяжении трех недель.

Результаты и их обсуждение

Проявление болевого синдрома в виде ощущения тяжести в правом подреберье до лечения отмечалось у 59,3±9,4% пациентов основной и 64,7±11,6% контрольной группы, диспептический синдром в виде тошноты, ощущения горечи во рту, отрыжки, вздутия живота, диареи или запоров — у 88,9±6,1% больных основной и 88,2±7,8% контрольной группы; астеновегетативный синдром в виде слабости, быстрой утомляемости, раздражительности, плохого сна, снижении трудоспособности — у 88,9±6,1 и 82,4±9,3% больных соответственно.

Динамику клинических проявлений оценивали в процессе лечения через 1, 2 и 3 недели. При приеме Ливолина форте исчезновение болевого синдрома наблюдалось у 81,3±9,7% пациентов к концу первой недели лечения, диспептического — у 91,7±5,6% к концу второй недели, астеновегетативного — у 87,5±6,7% пациентов к концу третьей недели.

Соответствующие показатели в контрольной группе составили 81,2±1,6% (p1-2±0,05); 46,7±12,8 (p1-2±0,01); 50,0 ±13,3% (p1-2±0,05).

При оценке купирования болевого синдрома статистически достоверных различий между больными основной и контрольной групп не наблюдалось, при купировании диспептического и астеновегетативного синдромов терапия с применением Ливолина форте значительно превзошла по эффективности лечение Карсилом.

Изменение биохимических показателей на фоне терапии Ливолином форте и Карсилом представлено в таблице.

Как видно из представленных материалов, лечение Ливолином форте приводило к нормализации содержания трансаминаз, ЩФ и ГГТП и снижению уровня холестерина. После терапии Карсилом также наблюдалась положительная динамика лабораторных показателей, однако концентрация трансаминаз сохранялась повышенной, уровень ЩФ нормализовался, а ГГТП, хоть и снижался, но не до нормы.

Таким образом, применение Ливолина форте способствует более быстрому и полному снижению и нормализации биохимических показателей крови, свидетельствующих о синдроме цитолиза и холестаза.

В многочисленных работах анализируется эффективность гепатопротекторов на течение заболеваний печени, моторно-эвакуаторную функцию ЖКТ. Однако возможность их влияния на физико-химическую стабильность желчи и, тем самым, на динамику холестаза полностью не изучена.

По данным УЗИ и многомоментного дуоденального зондирования, мы оценивали влияние Ливолина форте на гипомоторную дискинезию желчного пузыря, которая наблюдалась до лечения у 62,9±9,2% пациентов основной и 76,5±10,2% пациентов контрольной группы. Частота обнаружения билиарного осадка до лечения диагностировалась у 59,3±9,4 и 58,8±11,9% пациентов соответственно.

После лечения Ливолином форте гипотония желчного пузыря отмечалась у 18,5±7,4% пациентов (p<0,01), после лечения Карсилом — у 52,9±12,1% (p>0, 05). Билиарный осадок после терапии Ливолином форте обнаруживался у 29,6±8,7% больных (p<0,05), после терапии Карсилом — у 47,06±12,1% (p>0,05).

Нами показано, что в результате лечения Ливолином форте уменьшаются частота гипомоторной дискинезии желчного пузыря, процент обнаружения билиарного осадка в его полости, что указывает на корригирующее воздействие Ливолина форте на физико-химические свойства пузырной желчи.

Выводы

  1. Трехнедельный курс лечения Ливолином форте больных с жировым гепатозом приводит к более быстрому и полному купированию диспептического и астеновегетативного синдромов, чем лечение Карсилом.
  2. После терапии Ливолином форте наблюдают значительное улучшение биохимических показателей, характеризующих синдромы цитолиза и холестаза.
  3. Ливолин форте оказывает корригирующее влияние на моторную функцию желчного пузыря и физико-химические свойства пузырной желчи. Таким образом, Ливолин форте является эффективным препаратом и может широко применяться в лечении больных с жировым гепатозом различной этиологии.

Литература

  1. Возианова Ж. И., Городецкий М. М. Хронические гепатиты: актуальность и особенности//Фармновости, 1998, № 3-4, с.37-40.
  2. Григорьев П. Я., Яковенко А. В. Клиническая гастроэнтерология. М., Медицинское информационное агентство, 1998, 646с.
  3. Губергриц Н. Б. Хронические гепатиты и циррозы печени. Современные классификация, диагностика и лечение. Донецк, ООО «Лебедь», 2002, 164с.
  4. Ивашкин В. Т. Алкогольная болезнь печени//Материалы симпозиума «Эссенциальные фосфолипиды в лечении поражений печени». М., 1997, с.10-12.
  5. Лычев В. Г. Основы клинической гастроэнтерологии. М., «Мед. книга»; Н.Новгород, «Издательство НГМА», 2000, 184с.
  6. Подымова С. Д. Механизмы алкогольных повреждений печени и их фармакологическая коррекция эссенциальными фосфолипидами//Материалы конференции «Алкогольная болезнь печени. Пути фармакологической коррекции». М., 1999, с.1-6.
  7. H.- J.Gundermann Эссенциальные фосфолипиды в гепатологии — экспериментальный и клинический опыт//Материалы симпозиума «Эссенциальные фосфолипиды в лечении поражений печени». М., 1997, с.4-6.
  8. Hoyumpa A. M., Schenker S. Drugs and the liver. In: Maddrey W. C, ed. Gastroenterology and Hepatology. The Comprehesive Visual Reference., Philadelphia: Current Medicine: — 1996. — 6.11 — 6.22
  9. Kidd P. M. Liver biotransformation of xenobiotics chemicals, foods and drugs to free radical oxidants. In Levine S. Kidd P. M. Antioxidant Adaption — Its Role in Free Radical Pathology. San Leonardo. California : Biocurrents. — 1983.- 221-18.
  10. Масевич Ц. Г., Ситкин С. И. Хронические гепатиты. Тактика лечения в зависимости от этиологии//Aqua Vitae. 2000. № 2, с.23-26.
  11. Renger F. G. Erkrankungen der Leber und der Gallenwege. Jena. 1982
  12. Strohmeyer G. Эссенциальные фосфолипиды: спектр активности при различных заболеваниях печени//Материалы симпозиума «Эссенциальные фосфолипиды в лечении поражений печени». М., 1998, с.9-11.