В 2002 году Голландия стала первой страной, в которой врачи получили право помогать безнадежно больным в добровольном уходе из жизни. Но случившаяся недавно в специализированной клинике смерть пациентки привлекла пристальное внимание прокуратуры.
Впервые с апреля 2002 года, когда парламент Нидерландов узаконил эвтаназию смертельно больных граждан страны, прокуратура начала расследование одного из случаев умерщвления пациента по его желанию.
В отличие от некоторых других стран, где практикуется так называемое «ассистированное самоубийство», в Голландии разрешена эвтаназия в прямом смысле этого слова – после оформления всех необходимых документов врач делает больному смертельную инъекцию.
Однако в случае эвтаназии 80-летней больной, который недавно имел место в клинике Levenseindekliniek («Конец жизни») в Гааге (Hague), прокуратура города усмотрела признаки превышения власти врачом, который сделал этой пациентке инъекцию большой дозы снотворного.
Расследование показало, что больная не страдала смертельным заболеванием – после перенесенного инсульта у нее наблюдался частичный паралич руки.
Старушке было трудно обслуживать себя и ее поместили в интернат для престарелых, однако перспектива проживания в нем до конца дней напугала ее до такой степени, что она обратилась в клинику Levenseindekliniek и написала заявление с просьбой лишить ее жизни.
При клинике имеется выездная бригада врачей для оказания специфической медицинской помощи на дому – именно она и приехала в интернат для престарелых к пожилой женщине…
Сотрудники специального комитета, контролирующего работу подобных медицинских учреждений, сочли, что в этом случае состояние больной не соответствовала критериям, которые позволили бы ей воспользоваться услугами клиники, и передали документы в прокуратуру.