Минувшее десятилетие ознаменовалось важным достижением в микробиологии – ученые научились с помощью методов генной инженерии создавать новые штаммы бактерий. Теперь это открытие нашло применение – «искусственные» микробы повысят эффективность вакцин.
Еще в конце 30-х годов ХХ века ученые практически случайно обнаружили ранее неизвестное явление – добавка в препарат для вакцинации некоторых веществ значительно усиливала иммунный ответ организма на прививку и значительно повышала ее способность защищать организм от бактерий и вирусов. Такие вещества получили название адъювантов.
Наиболее распространенными из них в настоящее время являются некоторые соли алюминия, хотя механизм этого явления так до сих пор и остается до конца не выясненным. В последнее время некоторые исследователи стали подозревать адъюванты в споособности оказывать отрицательное побочное воздействие на организм – прежде всего, на головной мозг.
Назрела потребность в создании более безопасных адъювантов нового поколения – и эту задачу с успехом решили американские ученые, сотрудники университета штата Техас в городе Остин (University of Texas at Austin).
Они создали в своей лаборатории более 60 новых штаммов кишечной палочки (Escherichia coli). Особенностью этого микроорганизма является его большая способность к вариативности: среди десятков штаммов этого «микроба» встречаются как смертельно опасные, так и очень полезные для человеческого организма.
Отличием новых штаммов E. сoli, созданных с помощью методов генной инженерии учеными из Техаса, стало то, что имеющаяся на поверхности бактерии молекула эндотоксина имеет различия у представительниц каждого из штаммов кишечной палочки.
А эндотоксин также можно использовать в качестве адъюванта для повышения эффективности вакцин.
«Эндотоксины созданных нами бактерий кишечной палочки совершенно безопасны. Но они способны усиливать действие разных вакцин: некоторые можно использовать в препаратах для иммунизации от дифтерии, другие – в вакцинах против столбняка и так далее», – объясняет соавтор исследования профессор Стивен Трент (Stephen Trent).