Мы стали участниками международного пресс-форума European Patient of Tomorrow Press Trip, который состоялся 23-25 мая 2006 года.
Подготовила Людмила Жданова
Начнем с информации справочного характера. Итак, 1 января 1958 года столица Бельгии – Брюссель – стала штаб-квартирой Европейского сообщества, которое с 1992 года называется Европейский Союз. С того времени здесь находятся три крупнейших европейских учреждения: Комиссия Европейских сообществ, Экономический и социальный комитет и Совет министров, а также штаб-квартиры большинства крупнейших международных организаций, в частности НАТО и представительства более тысячи различных международных организаций разного уровня; проходят заседания Европейского парламента в периоды между пленарными сессиями, которые проводятся в Страсбурге.
Все это, без сомнения, подчеркивает космополитический характер этого города, который благодаря крупнейшей фармацевтической компании Pfizer удалось посетить сотрудникам нашего издания.
С докладом о роли Европейского Союза в современном здравоохранении выступила Кайза Вильхельмссон (Kajza Wilhelmsson);
Сьюзен Уэйт (Suzanne Wait) сделала сообщение об уровне грамотности специалистов здравоохранения и потребителей медицинских услуг; Дэвид Зарук (David Zaruk) акцентировал внимание на значении масс-медиа для пациентов; Дэвид Тэйлор (David Tailor) сообщил о проблемах, стоящих на пути инноваций; Стивен Кроун (Steven Crone) представил доклад, посвященный программе QUIT, которая помогла более 2 миллионам курящих людей освободиться от пагубной привычки.
Безусловно, проблемы, поднимаемые на пресс-форуме Евросоюза, кардинально отличаются от существующих в нашем здравоохранении. Уже тот факт, что речь шла не просто о здоровье человека, а о европейском пациенте будущего – его информированности, грамотности и свободе выбора медицинских услуг, в частности лечебного учреждения не только в своей стране, но и в странах Евросоюза, говорит о многом.
А главное, на чем делался особый акцент, – пациент должен перейти в категорию потребителя услуг здравоохранения, что в корне меняет подход к здоровью человека и системе, которая должна ему служить!
Сегодня мы представляем изложение доклада главы Европейского комитета потребителей здравоохранения Кайзы Вильхельмссон «Европейский Союз о современном состоянии здравоохранения и прогнозе до 2020 года». В дальнейших номерах газеты мы планируем опубликовать серию статей о пресс-форуме European Patient of Tomorrow Press Trip, который состоялся в Брюсселе.
В государствах Европейского Союза организация и дальнейшее преобразование системы здравоохранения является одним из ведущих стратегически важных вопросов.
Как утверждает глава Европейского комитета потребителей здравоохранения Кайза Вильхельмссон, после Второй мировой войны большинство пациентов в Европе фактически были «жертвами» непонятных им терминов и процедур. Однако времена меняются, и вместе с увеличением прав человека появилось новое отношение к пациенту, о здоровье которого действительно заботятся. Доктор Вильхельмссон сделала революционное заявление о том, что, по ее мнению, к 2020 году мы вообще перестанем болеть в привычном понимании этого слова. Конечно же, чудес не бывает, и по законам природы время от времени нам все-таки придется обращаться к врачам, но не за лечением, а для того чтобы пополнить «резервы» организма. Такое регулярное, но не очень частое общение с учреждениями здравоохранения будет чем-то напоминать обычное потребление пищи: пришло время – небольшой курс лечения или, скорее, профилактические мероприятия, и все в порядке.
По мнению госпожи Вильхельмссон, именно такая ситуация ожидает Европу в будущем, поэтому пора готовиться к замене термина «пациент» на более современный – «потребитель услуг здравоохранения».
Немаловажное значение для принятия решений, касающихся дальнейшей судьбы системы здравоохранения, безусловно, будут иметь мнения самих пациентов. По данным социального опроса, проведенного в развитых странах, большинство населения вполне оптимистично видят будущее медицины: более 90% респондентов уверены в том, что к 2020 году они смогут рассчитывать на быстрое и качественное оказание минимальной медицинской помощи; около 70% считают, что они вскоре будут принимать более активное участие в собственном лечении и таким образом снизят финансовые затраты на лечение.
По данным многих исследований, отсутствие элементарных медицинских знаний приводит к значительному увеличению затрат пациентов на лечение, поскольку они не способны адекватно оценить рекомендации врачей. Кроме того, пациенты чрезвычайно подвластны влиянию некомпетентных источников информации, распространяющих сведения о том, как, к примеру, вылечить рак молочной железы при помощи меда и цветной капусты. Почти половина (49%) жителей развитых стран уверены в том, что в будущем они будут иметь отдельные счета для оплаты медицинских услуг. Европейцы считают, что они себя оправдают: у них появится возможность за дополнительную плату получить лучшие услуги здравоохранения, которые не будут доступны обладателям обычных медицинских страховок.
Больше половины респондентов полагают, что через десять лет многие фармацевты будут выступать в роли менеджеров по лечению, то есть помогать пациентам разбираться в методах лечения и выбирать наиболее качественный из них.
По словам доктора Вильхельмссон, пациенты достаточно хорошо представляют изменения и новшества, которые они желают видеть в медицине будущего. Это является отличным показателем высокой восприимчивости потребителей услуг здравоохранения к реформам, которые будут проводиться. Тем не менее, любое изменение требует значительных усилий, и на пути совершенствования европейского здравоохранения, несомненно, будут трудности. Модификация подходов к оказанию медицинской помощи ставит несколько иные задачи перед врачами. Если сегодня они составляют план лечения и контролируют его выполнение, то в дальнейшем им придется по-новому и более тесно сотрудничать с пациентом. Такое сотрудничество может оказаться непростой задачей, ведь ознакомить коллегу с историей болезни конкретного пациента и передать ему «бразды правления» – дело нехитрое, но чтобы позволить самому больному принимать решения по поводу собственного лечения, придется хотя бы кратко изложить ему основы медицинской науки.
Кто будет заниматься медицинскими разъяснениями, элементарными для врачей, но непонятными для больных? Возьмет ли государство на себя ответственность за время, потраченное высшим и средним медицинским персоналом за объяснения пациентам сути патологических процессов?
Госпожа Вильхельмссон считает, что уже сегодня врачи обязаны разъяснять, хотя бы в общих чертах, принципы оказываемой ими медицинской помощи. Однако лишь незначительное число профессионалов здравоохранения занимаются подобной образовательной работой. Изменить существующую ситуацию сможет только административное или законодательное регулирование.
В 2005 году Европейским Союзом принята директива «о защите данных», согласно которой пациенты могут участвовать в том, что раньше считалось прерогативой профессионалов, – в процессе определения диагноза и последующем лечении. Каждый пациент в Европейском Союзе имеет право доступа к медицинской информации, касающейся его заболевания. В 1992 году принят договор, ратифицированный в городе Маастрихт, в котором упоминается, что уровень защиты здоровья населения должен обеспечиваться всеми видами общественной и политической деятельности государства: «Общественная деятельность, дополняющая общенациональную политику, должна быть направлена на повышение уровня здоровья населения, профилактику заболеваний и нейтрализацию факторов, способных оказывать негативное влияние на здоровье граждан. ...Каждое государство или регион может определять способы профилактики заболевания и степень информирования пациентов». Следует подчеркнуть, что после нескольких судебных решений (Kholl and Decker, 1998; Muller and Peerboom, 2001 и т. д.) граждане Европейского Союза получили официальное право на лечение за пределами родного государства за счет организаций, обеспечивающих оплату медицинских услуг внутри страны.
Безусловно, возможность лечения в странах, обладающих высоким медицинским потенциалом, практически на тех же условиях, что и у себя на родине, существенно улучшит положение европейцев, страдающих теми или иными заболеваниями. Однако доктор Вильхельмссон утверждает, что при детальной оценке позиция потребителя услуг здравоохранения в Европейском Союзе оказалась достаточно слабой.
Проведенный в 2005 году соцопрос показал, что только в одной из двенадцати исследуемых стран больные могли получить каталог медицинских учреждений с указанием оценки качества их услуг. Пациентам нередко приходится самим, с помощью друзей либо знакомых определять, куда обращаться за помощью в конкретном случае. Неприятной неожиданностью для многих исследователей оказался тот факт, что в 70% случаев активное лечение онкологических заболеваний начиналось не раньше, чем через три недели после установления диагноза. Лишь в некоторых развитых странах Европы пациенты могут обращаться к высококвалифицированному специалисту без предварительного обследования врачами общей практики и имеют возможность проконсультироваться в случае необходимости в другом медицинском учреждении.
Возможность в будущем за дополнительную плату получать лучшее лечение тоже вряд ли будет осуществима. Дело в том, что в шести из двенадцати стран, принимавших участие в исследовании, повысить качество оказания медицинской помощи за счет дополнительных финансовых расходов со стороны больного либо чрезвычайно сложно, либо невозможно вообще.
Не менее важной, с точки зрения госпожи Вильхельмссон, является стратегия государства в предоставлении населению бесплатных рецептурных лекарственных средств. Во многих странах пациенты регулярно и своевременно получают бесплатно лекарства, внесенные в государственные реестры, которые многие годы не пересматриваются. В Польше, например, за последние семь лет список оплачиваемых из госбюджета препаратов не пополнился ни одним новым лекарственным средством.
Министерства здравоохранения европейских стран столкнулись с ситуацией, когда знания пациентов о фармакологических новшествах обусловливают резкое повышение спроса, что создает определенные трудности.
Подводя итоги, доктор Вильхельмссон выразила уверенность в том, что уже в скором будущем потребители услуг здравоохранения станут мощной движущей силой европейской медицины, которой предстоит изменить свой облик, чтобы соответствовать новым потребностям. Ограниченные финансовые возможности пациентов и старение населения, конечно же, будут факторами, существенно отягощающими реформирование схемы оказания медицинской помощи, но при своевременном предоставлении информации, мобильности пациентов и правильном распределении лекарственных средств успех не заставит себя ждать.