Человечество всегда пыталось победить старение и смерть. К шестидесяти годам мы вступаем в новый период жизни. Продолжительность жизни конкретного человека и определение ее перспектив для каждого конкретного индивидуума относительно условны: максимальная
Человечество всегда пыталось победить старение и смерть. К шестидесяти годам мы вступаем в новый период жизни. Продолжительность жизни конкретного человека и определение ее перспектив для каждого конкретного индивидуума относительно условны: максимальная продолжительность жизни человека неизвестна, здоровье и качество жизни лиц старше 60 лет существенно варьируют. Методологические трудности комплексной оценки процессов старения заключаются в сложности дифференциации феноменов так называемого физиологического старения и проявлений патологических процессов. Раздельное протекание этих процессов, по-видимому, просто нереально.
Феномен старения затрагивает все органические структуры организма и их функции. Общей закономерностью является замещение паренхиматозных клеток соединительной тканью, замедление и ослабление реакции организма на внешние раздражения, существенное снижение уровня метаболизма, замедление процессов мышления. Симптомы заболевания у геронтологических пациентов проявляются чрезвычайно слабо, заболевания развиваются латентно, без выраженных клинических симптомов. За медицинской помощью такие пациенты обращаются обычно тогда, когда заболевание заходит уже достаточно далеко. Между 60 и 70 годами в организме человека происходят существенные переходные процессы. Появляются неизвестные ранее нужды и потребности. По сравнению с 20-летними, в два раза увеличивается время, необходимое для принятия решений и последующих действий. Дезорганизуются механизмы кратковременного запоминания, затрудняется работа механизмов извлечения информации из долговременной памяти.
Старение — постепенный и естественный процесс. Биологические системы обладают внутренней способностью к регенерации на молекулярном уровне. У механизма старения есть и своя определенная цель — предохранение клеток с нарушенными или измененными функциями от воспроизведения себе подобных. Таким образом, старение можно отнести к одному из целесообразных биологических процессов.
Пожилой возраст сам по себе не является болезнью. Характерные для него гипореактивность и неспособность адекватно реагировать на различные конкурирующие стимулы создают предпосылки к развитию различных заболеваний. К функциональным признакам старения относят: уменьшение подвижности, неспособность слышать звуки высоких тонов, снижение остроты зрения и аккомодации хрусталика, дефицит кислорода при стрессе, снижение силы мышц, утомляемость.
К нормальным морфологическим сигналам старения относят: уменьшение роста после 40-50 лет, увеличение кифоза, уменьшение массы тела после 55 лет, утончение волос и их депигментация, утрата эластичности кожи и появление морщин, появление сенильной пигментации кожи. Патологическими сигналами старения, коррелирующими с возрастом, считают увеличение уровня холестерина и повышение АД, остеопороз, церебральную атрофию, ослабление иммунитета. К сигналам психологического старения относят увеличение времени ответа на стимулы, недостаточную гибкость при переходе от одной проблемы к другой, уменьшение способности к синтетическому мышлению, депрессию, замкнутость и подозрительность, невнимательность и другие.
В возрасте до 80 лет можно говорить о доминировании механизмов физического старения индивидуума. В последующем у него начинают доминировать механизмы психологического и умственного старения. Сохранение молодости исследователи связывают с высоким уровнем культуры, безбрачием и сангвиническим темпераментом. Чрезвычайно важны такие характеристики, как постоянная активность, высокое мнение о себе, решительность в достижении своих целей. Напротив, к преждевременному старению склонны индивидуумы с меланхолическим характером, чрезмерной зависимостью от своего окружения, явной неспособностью к адаптации.
Для периода старения организма характерна низкая функциональная активность эндокринных желез. Биологический смысл эндокринной гипофункции состоит в защите организма от возможных рывков в росте отдельных органов и тканей. Такой локальный рост может быть несовместим с состоянием всего организма в данный момент. Этим, в частности, объясняется потенциальная опасность применения у пожилых людей заместительной гормональной терапии.
Для поддержания жизнедеятельности клеток и тканей важны механизмы снабжения их энергией. В пожилом организме способность тканей утилизировать энергию для нужд собственного восстановления снижается и нарушается чувствительность тканей к эндокринным стимулам. Обычно для экстренного повышения процессов энергообеспечения организм использует механизм повышения функциональной активности коры надпочечников. У пожилых длительная гиперфункция коры надпочечников может привести к их ускоренному истощению и дегенерации, вызвать нарушения в работе других звеньев нейроэндокринной регуляции. Поэтому в терапии пожилых пациентов так важно иметь возможность восстанавливать адекватное энергетическое снабжение клеток за счет нормализации работы внутриклеточных ферментных систем и восстановления чувствительности тканей к гормональным стимулам.
В рамках антигомотоксической терапии существуют различные подходы к решению сложных проблем у пожилого человека. Гомотоксикология предполагает, что развитие механизмов старения взаимосвязано с интоксикацией организма эндогенными (метаболическими) и экзогенными токсинами. Исходя из этого, антигомотоксическая терапия нацелена на активацию дезинтоксикационных функций организма и коррекцию развившихся нарушений на уровне клеток, тканей и органов. Ключевая роль в этом процессе принадлежит вспомогательной иммунологической реакции. Достигается такой эффект с помощью комплексных антигомотоксических препаратов, в состав которых входят потенцированные клеточные катализаторы, органопрепараты, гомеопатические компоненты, нозоды и другие. Действия компонентов препаратов направлено на различные звенья патогенетических механизмов и позволяет взаимно потенцировать их эффекты. Сочетание в одном препарате различных потенций данных компонентов обеспечивает его воздействие одновременно на уровне клеток, органов, тканей и организма в целом. Таким путем удается влиять как на тканевые, так и на системные регуляционные механизмы развития патологических состояний, достигать эффекта стимуляции механизмов самоочищения органов и тканей, восстанавливать их метаболические и функциональные резервы.
Философии этого метода лечения свойственны стимуляция деятельности организма, ревитализация его за счет восстановления дренажных функций и устранения развившихся нарушений. При этом переноса симптомов на другие уровни организма не происходит. Подходы в антигомотоксической терапии у пожилых пациентов эффективны и безопасны, так как нацелены на восстановление физиологической работы сохранившихся механизмов детоксикации и регуляции.
С точки зрения гомотоксикологии, патологические изменения у пожилых людей развиваются чаще всего на фоне импрегнации структур матрикса эндо- и экзогенными токсинами. Для этой фазы характерно не только накопление в матриксе большого количества токсинов, но и включение их в состав структурных элементов матрикса. Это ведет к глубокому изменению его функциональных возможностей как среды, обеспечивающей жизнедеятельность клеток. Терапия таких состояний должна быть комплексной и направленной на восстановление тканевой реактивности. Для этого необходимо терапию строить с учетом индивидуальной конституции пациента и его специфической реактивности.
В клинической практике при лечении пожилых пациентов целесообразно выделять подгруппы с преобладанием ваготонических или симпатикотонических тенденций. Для пожилых ваготоников характерны анаболическая направленность процессов, замедление метаболизма и дегенеративные застойные явления. У симпатикотоников преобладают катаболические процессы и ускоренный метаболизм со склеротически-атрофическими тенденциями. У пожилых ваготоников усугубление конституциональных тенденций может приводить к появлению отеков, плеторы, сосудистой недостаточности; а у симпатикотоников — к кахексии, анемии, деминерализации и ослаблению иммунитета. Такая упрощенная классификация пациентов по склонности набирать или терять вес тела может быть дополнена оценкой наличия у пациентов энергии и жизненных сил. Формирующийся на основе этих градаций нейровегетативный портрет хорошо коррелирует с типами темперамента по Гиппократу и отражает особенности функциональных возможностей организма. Каждому из типов свойственна тенденция к истощению функциональных резервов определенных органов и систем. Информация об этом позволяет облегчить и выбор антигомотоксических препаратов, адекватных индивидуальным конституциональным особенностям пациента. Так препарат Гепар композитум хорошо компенсирует нарушения метаболизма у плотных, тучных, стеничных сангвиников. Таким пациентам чаще показан комплексный катализаторный препарат Убихинон композитум. В свою очередь, препарат Эхинацея композитум позволяет стимулировать сниженную иммунную реактивность у мягких, тучных и астеничных флегматиков. Для худых и астеничных меланхоликов характерно наличие проблем в почках. Им показано применение препарата Солидаго композитум. Худые, стеничные и холеричные пациенты обычно подвержены воспалительным заболеваниям, чаще вирусной этиологии. Для компенсации конституциональных нарушений им необходима терапия препаратами Энгистол и Коэнзим композитум. Исходя из особенностей нейровегетативного портрета пациентов, можно подходить и к проведению дренажной терапии. Так, препарат Лимфомиозот активирует процессы дезинтоксикации путем активации деятельности лимфатических образований кишечника, стимуляции функции поджелудочной железы и печени. Его можно рекомендовать преимущественно ваготоничным (тучным) пациентам. Другой активный дренирующий препарат — Галиум-Хеель — активирует элиминацию токсинов через почки. Его использование целесообразно у худых пожилых пациентов с симпатикотонией.
Учет таких простейших клинических признаков конституциональных особенностей организма пожилых пациентов позволяет дифференцированно подходить к назначению антигомотоксических препаратов. Для пациентов с симпатикотонией в первую очередь могут быть рекомендованы препараты Галиум-Хеель, Солидаго композитум, Энгистол и Коэнзим композитум. У пациентов с ваготонией выбор необходимо производить среди препаратов Лимфомиозот, Гепар композитум, Эхинацея композитум и Убихинон композитум. При этом, естественно, не исключено применение этих препаратов по прямым клиническим показаниям.
Дополнительно к терапии по нейровегетативному портрету пожилым пациентам может быть рекомендован еще ряд препаратов, исходя из индивидуальной клинической симптоматики. Для примера рассмотрим группу антигомотоксических препаратов сердечно-сосудистого действия. Так, для стимуляции функции сердечной мышцы, компенсации возрастных изменений в действии метаболических и токсических факторов эффективен препарат Кор композитум. Его назначают при появлении ранних симптомов сердечной недостаточности. Обычная дозировка инъекции — 2,2 мл в/м 1 раз в неделю, курс — 10 инъекций. Как препарат с выраженным стимулирующим тканевым действием интересен Кралонин. Его кардиотоническое действие доказано и как средства первой помощи, и при долговременном применении. Препарат назначают по 10-15 капель 3 раза в день в течение 1-2 месяцев и более. При терапии пациентов с артериальной гипертензией и симптомами поражения коронарных сосудов эффективен препарат Ангио-инъель. Он оказывает выраженное воздействие на сосуды, в первую очередь на артериолы, механизмы развития коронароспазма вследствие интоксикации, атеросклероза и/или неврогенных нарушений. Препарат оказывает глубокое действие как на патогенетические факторы, так и на функциональную основу заболевания. Инъекции выполняют в/м по 1,1 мл 2-3 раза в неделю, всего 10-15 инъекций. Применение препарата Эскулюс композитум позволяет проводить долговременную терапию тканевых трофических нарушений, связанных с патологией периферических сосудов (венозных, артериальных или лимфатических). Препарат назначают по 10 капель 3 раза в день в течение 1-2 месяцев и более. Для воздействия на вертебро-базилярный сосудистый бассейн, терапии головокружений и коррекции нарушений чувствительности барорецепторов при перемене положения тела можно с успехом использовать препарат Вертигохель (по 10 капель 3 раза в день). Препарат важен для пожилых пациентов, так как помогает восстановить адекватное реагирование сердечно-сосудистой системы на перемену положения тела. Препарат Церебрум композитум оказывает детоксицирующее и стимулирующее действие на центральную нервную систему, улучшает трофику элементов нервной системы. Его применение показано при церебральных метаболических изменениях на фоне действия дегенеративных и сосудистых факторов. Препарат обладает антидепрессивным и психостабилизирующим эффектами, особенно важными у пожилых больных с преждевременной утратой интеллектуальных способностей, апатией и инволютивной депрессией.
Приведенные подходы к лечению пожилых пациентов позволяют в обычных клинических условиях проводить адекватную коррекцию характерных для пожилых пациентов нарушений в работе основных органов и систем. Определение упрощенного нейровегетативного портрета не требует дополнительных параклинических исследований, но при этом корректно учитывает основные конституциональные особенности организма пожилого человека. Опираясь на такой подход, достаточно легко определить основные (базовые) антигомотоксические препараты, способные поддержать функциональные возможности наиболее ослабленных у данных пациентов органов или систем. Дополнительно можно назначать препараты исходя из индивидуальных клинических показаний. Приведенные краткие характеристики антигомотоксических препаратов преимущественно сердечно-сосудистого действия иллюстрируют широкие возможности антигомотоксической терапии по органонаправленному воздействию. При проведении терапии пожилым пациентам особенно важно не упускать из виду необходимость системного подхода к лечению организма, как целостной регуляторной системы. Антигомотоксическая терапия дает к этому все необходимые средства.
За дополнительной информацией обращайтесь
в научно-информационный отдел представительства:
(044) 451-9271 (72); е-mail: heel@cascade-medical.com.ua