Увеличение продолжительности жизни приводит к тому, что доля пациентов пожилого возраста растет с каждым годом. В Украине около 20% населения — люди в возрасте 65 лет и старше. Сердечно-сосудистая патология в этой возрастной группе имеет
Увеличение продолжительности жизни приводит к тому, что доля пациентов пожилого возраста растет с каждым годом. В Украине около 20% населения — люди в возрасте 65 лет и старше.
Сердечно-сосудистая патология в этой возрастной группе имеет свои особенности. Возрастная перестройка архитектоники миокарда и сосудистой стенки сопровождается уменьшением количества кардиомиоцитов, эластических волокон, снижением функции ионных каналов, повышением жесткости и количества жировой ткани в миокарде. Это приводит к развитию гипертрофии миокарда, уплотнению клапанов сердца, формированию дилатации полостей сердца, структурным изменениям стенки сосудов. Функциональные и структурные изменения сердечно-сосудистой системы сопровождаются снижением эффективности механизмов регуляции и адаптации, что способствует возникновению таких заболеваний, как атеросклероз, артериальная гипертензия.
Результаты Фремингемского и последующих четырех больших проспективных рандомизированных исследований (SHEP, STOP, MRC-E, SYST-EUR) однозначно показали, что артериальная гипертензия в пожилом возрасте не только не является возрастной нормой, а напротив представляет собой один из ведущих факторов риска развития мозговых инсультов, осложнений ишемической болезни сердца, сердечно-сосудистой смерти [1]. При уровне АД свыше 160/95 мм рт. ст. увеличивается общая смертность в 2 раза, кардиоваскулярная — в 3 раза. В исследовании, проведенном на европейской популяции пожилых лиц с АГ, установлено, что рост САД на 1 мм рт. ст. увеличивает сердечно-сосудистую смертность на 1,4% [2]. Основные причины смерти в пожилом возрасте — мозговой инсульт, инфаркт миокарда, сердечная недостаточность — находятся в прямой зависимости от уровня артериального давления.
Лечение артериальной гипертензии в пожилом возрасте имеет свои особенности. Предпочтение необходимо отдавать пролонгированным лекарственным препаратам, способствующим плавному снижению уровня АД, что предотвращает возможные проявления ишемии жизненно важных органов в ответ на снижение АД. Антигипертензивные препараты должны обладать кардио- и нефропротекторным эффектами, быть метаболически нейтральными, то есть не усиливать атерогенный потенциал, не способствовать инсулинорезистентности, улучшать кровоснабжение головного мозга [3].
Кроме эффективности и безопасности, немаловажным аспектом длительной антигипертензивной терапии является ее влияние на показатели качества жизни, улучшение которых повышает ответ пациентов на назначенную терапию.
С учетом особенностей антигипертензивной терапии у больных пожилого возраста одной из наиболее перспективных групп препаратов являются антагонисты кальция, прежде всего представитель III поколения — амлодипин, обладающий пролонгированным действием и улучшенной фармакодинамикой [5].
Дополнительные преимущества амлодипина при лечении АГ у пожилых: хорошая переносимость, метаболическая нейтральность, отсутствие отрицательного инотропного эффекта, прямое антиатеросклеротическое действие, улучшение доставки кислорода к миокарду и перфузии мозга, увеличение скорости клубочковой фильтрации.
Цель исследования — оценка эффективности и безопасности антигипертензивной терапии амлодипином (Стамло) производства компании «Dr. Reddy’s» (Индия), у пациентов пожилого возраста; изучение динамики показателей качества жизни на фоне проводимого лечения.
Обследовано 42 пациента (28 женщин, 14 мужчин) старше 65 лет (средний возраст 68,3 года) с мягкой и умеренной артериальной гипертензией согласно классификации ВОЗ (1999). Всем больным назначали амлодипин (Стамло) в дозе 5-10 мг в сутки. Перед началом лечения и через 4 недели терапии проводили клинико-инструментальное (электрокардиография, эхокардиография, мониторирование АД) и лабораторное (исследование спектра липидов крови, глюкозы крови, коагулограмма, мочевина, креатинин) обследования. Показатели качества жизни оценивали с помощью опросника SF-36 до начала лечения и спустя 4 недели антигипертензивной терапии.
Исходный уровень АД составил в среднем 168,3/87,2 мм рт. ст. На фоне терапии амлодипином АД нормализовалось у 31 пациента (74,1%), у 11 из них — на фоне приема 5 мг амлодипина, у 20 пациентов — 10 мг препарата. У остальных пациентов АД снизилось на 10,3%, однако не достигло целевых значений. Все больные отмечали хорошую переносимость препарата. Побочных эффектов, потребовавших отмены препарата, не наблюдалось.
При оценке показателей внутрисердечной гемодинамики после 4 недель терапии амлодипином изменений со стороны объемных показателей сердца, величин задней стенки левого желудочка, толщины межжелудочковой перегородки не выявлено, негативная динамика фракции выброса отсутствовала. На фоне терапии амлодипином у 13 из 18 пациентов с сопутствующей ИБС, стенокардией напряжения II-III функциональных классов отмечалось снижение частоты приступов стенокардии, у 9 — улучшение процессов реполяризации на ЭКГ. На фоне проведенной терапии уровни общего холестерина (ХС), триглицеридов и глюкозы крови достоверно не изменились, хотя в группе больных, у которых удалось достичь нормализации АД, общий ХС в среднем снизился на 2,3 ммоль/л.
При оценке показателей качества жизни до лечения оказалось, что все исходно изучаемые параметры, по сравнению с возрастной нормой, снижены. Причем, степень снижения была наиболее выражена по шкалам физического функционирования (ФФ) — на 18,2%, ролевого физического функционирования (РФФ) — на 42,2%, ролевого эмоционального функционирования (РЭФ) — на 38,2% (р<0,05). Значения показателей шкал общего состояния здоровья, жизнеспособности, социального функционирования, психического здоровья, болевой исходно были тоже ниже возрастной нормы, однако степень их снижения была менее 10% (р>0,05).
Через 4 недели терапии амлодипином в группе пациентов с хорошим результатом лечения (нормализация АД) уровень показателя ФФ повысился на 7,2 балла, однако возрастной нормы не достиг (рис. 1).
Отмечалось также повышение уровня показателя РФФ на 11,1 балла (р<0,05), РЭФ на 18,4 балла (р<0,05), хотя их значения уровня возрастной нормы не достигли (рис. 2). Отмечалось увеличение показателей по шкалам боли, общего состояния здоровья, жизнеспособности, но различия, в сравнении с исходным уровнем, были недостоверны.
В группе пациентов, у которых антигипертензивная терапия амлодипином не привела к достоверному снижению уровня АД, отмечалась положительная динамика показателей качества жизни в сравнении с исходным показателем (по шкалам РЭФ, общего состояния здоровья, социального функционирования), однако различия были недостоверны (рис. 3).