Бронхиальная астма (БА) может дебютировать в детском и молодом возрасте и сопровождать пациента на протяжении всей жизни. Реже заболевание начинается в среднем и пожилом возрасте. Чем старше пациент, тем труднее диагностировать БА, так как клинические проявления носят стертый характер в силу ряда таких присущих людям пожилого и преклонного возраста особенностей: морфологические и функциональные изменения органов дыхания, множественность патологических синдромов, стертость и неспецифичность проявлений болезни, трудности при обследовании пациентов, истощение адаптационных механизмов, в том числе гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы.
Течение большинства болезней в пожилом возрасте характеризуется быстрым ухудшением состояния, частым развитием осложнений, вызванных как болезнью, так нередко и проводимым лечением. Выбор препаратов для лечения БА и сопутствующих заболеваний у таких больных требует особого подхода.
Процессы старения человека сопровождаются ограничением функциональных резервов всех органов и систем, в том числе аппарата внешнего дыхания. Изменения касаются костно-мышечного скелета грудной клетки, воздухоносных путей, легочной паренхимы. Инволютивные процессы в эластических волокнах, атрофия реснитчатого эпителия, дистрофия клеток железистого эпителия со сгущением слизи и снижением секреции, ослабление перистальтики бронхов вследствие атрофии мышечного слоя, снижение кашлевого рефлекса приводят к нарушению физиологического дренажа и самоочищения бронхов. Все это в сочетании с изменениями микроциркуляции создает предпосылки для хронического течения воспалительных заболеваний бронхо-легочной системы. Снижение вентиляционных способностей легких и газообмена, а также дискоординация вентиляционно-перфузионных отношений с возрастанием объема вентилируемых, но неперфузируемых альвеол способствуют прогрессированию дыхательной недостаточности [4, 14].
В повседневной клинической практике врач сталкивается с двумя группами пожилых больных БА: с теми, у кого впервые предполагается это заболевание, и длительно болеющими. В первом случае необходимо решить, служит ли клиническая картина (кашель, одышка, физические признаки бронхообструкции и т. д.) проявлением БА. При ранее подтвержденном диагнозе возможны осложнения длительно существующей БА и последствия ее терапии, а также утяжеляющие состояние больного сопутствующие заболевания или проводимое по поводу этих заболеваний лечение. С учетом возрастных особенностей у больных обеих групп велика угроза быстро наступающей декомпенсации органов и систем в случае даже нетяжелого обострения одной из болезней.
Впервые возникшую БА у пожилых людей относят к наиболее трудной для диагностики [2], это связано с относительной редкостью начала заболевания в этом возрасте, стертостью и неспецифичностью проявлений, снижением остроты ощущений симптомов болезни и заниженными требованиями к качеству жизни у таких больных. Наличие сопутствующих заболеваний (прежде всего, сердечно-сосудистой системы), которые нередко сопровождаются схожей клинической картиной (одышка, кашель, снижение толерантности к физической нагрузке), также усложняет диагностику БА. Сложно и объективное подтверждение преходящей бронхообструкции у пожилых в связи с трудностью выполнения ими диагностических тестов при спирометрии и пикфлоуметрии.
Для установления диагноза БА у пожилых пациентов наибольшее значение имеют жалобы (кашель, как правило, пароксизмальный, приступы удушья и/или свистящее дыхание). Врач должен активно расспросить больного, добиваясь максимально полного описания характера этих проявлений и вероятных причин их возникновения. Часто астма у пожилых дебютирует после перенесенной острой респираторной инфекции, пневмонии.
Атопия не является определяющей в возникновении БА у пожилых, тем не менее, врачу следует собрать сведения обо всех сопутствующих заболеваниях аллергического и неаллергического генеза, таких как атопический дерматит, отек Квинке, рецидивирующая крапивница, экзема, риносинусопатия, полипозы различной локализации, наличие БА у родственников.
Для исключения медикаментозно индуцированной бронхообструкции необходимо определить, какие лекарственные препараты принимал больной в последнее время.
Исключительно важное значение имеют физические признаки бронхообструкции и эффективность бронхоспазмолитиков, что можно оценить при назначении β2-агониста (фенотерол, сальбутамол) или его комбинации с антихолинергическим препаратом (беродуал) в виде ингаляции через небулайзер. В дальнейшем наличие бронхиальной обструкции и степень ее вариабельности уточняют при исследовании функции внешнего дыхания (с помощью спирометрии или мониторирования пиковой скорости выдоха с помощью пикфлоуметрии). Диагностически значимым принято считать прирост объема форсированного выдоха за первую секунду на 12% и пиковой скорости выдоха – на 15% от исходных показателей. Однако пожилые пациенты далеко не всегда могут корректно выполнить подобные исследования с первого раза, а некоторые из них вообще не в состоянии осуществить рекомендуемые дыхательные мероприятия. В этих случаях целесообразно оценить эффективность краткосрочной симптоматической (бронхоспазмолитики) и продленной патогенетической (глюкокортикостероиды) терапии.
Результаты кожного тестирования не имеют большой диагностической значимости, так как возникновение БА у пожилых не связано со специфической аллергической сенсибилизацией [2]. Вследствие высокого риска осложнений у пожилых больных следует избегать проведения провокационных медикаментозных проб (с обзиданом, метахолином). Нужно также помнить, что бронхообструктивный синдром (нарушение бронхиальной проходимости) может быть обусловлен разнообразными причинами: механическим препятствием внутри бронха, сдавлением бронха извне, нарушением легочной гемодинамики вследствие левожелудочковой недостаточности, тромбоэмболии в системе легочной артерии