Удовлетворительное качество жизни сотен тысяч пациентов с терминальной стадией почечной недостаточности обеспечивается постоянным совершенствованием методов диализа. Это — дорогостоящая терапия, требующая больших финансовых затрат для развития
Удовлетворительное качество жизни сотен тысяч пациентов с терминальной стадией почечной недостаточности обеспечивается постоянным совершенствованием методов диализа. Это — дорогостоящая терапия, требующая больших финансовых затрат для развития специализированной государственной службы гемодиализа. Ни у кого не вызывает сомнений, что помощь больным с заболеваниями почек, учитывая серьезность прогноза и финансовую нагрузку на общество, нужно оказывать до развития осложнений, а профилактика у больных с хроническими заболеваниями почек (ХЗП) требует более пристального внимания. Коррекция метаболического равновесия, регуляция функции различных органов и систем у больных с заболеваниями почек необходимы уже с самого начала болезни, поскольку прогрессирование хронической почечной недостаточности (ХПН) сопровождается развитием большого количества опасных осложнений.
Одним из самых важных направлений является профилактика сердечно-сосудистых заболеваний как одной из ведущих причин смертности пациентов при лечении методом гемодиализа после трансплантации почек. Нет никаких сомнений в том, что заместительная терапия — одна из основных вех современной медицины. Сохранение жизни таким пациентам зависит от наличия соответствующего оборудования, высокой квалификации персонала. Анализ достигнутых результатов показывает, что они не столь хороши, как могли быть, даже в высокоразвитых странах. Тот факт, что предполагаемая продолжительность жизни пациента при лечении диализом составляет 20-25% в Соединенных Штатах Америки, побудило искать новые подходы в профилактике ХПН и ее осложнений. Так, например, в руководстве по лечению анемии — Clinical Practice Guidelines for the Treatment of Anemia of Chronic Renal Failure (США) — лечение эритропоэтином рекомендуют тем пациентам с заболеваниями почек, у которых соотношение гематокрит/гемоглобин составляет 37%/12 г/дл (мужчины, женщины в период менопаузы), а также 33%/11 г/дл (остальные женщины, пациенты в препубертатном периоде) независимо от потребности в диализе. Если по анемии уже сложились определенные представления и разработаны показания относительно сроков начала лечения и доз применяемых лекарственных средств, то по поводу лечения и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний достоверные свидетельства их эффективности до настоящего времени отсутствуют.
Имеются противоречивые сведения относительно того, является ли умеренная почечная недостаточность независимым фактором риска развития сердечно-сосудистых заболеваний. Так, в исследованиях National Health and Nutrition Examination Survey (NHANES I, 1974–1975) и NHANES I Epidemiologic Follow-up Study (NHEFS, 1992) после 18-летнего наблюдения за 2352 взрослыми пациентами без исходных сердечно-сосудистых заболеваний с умеренной почечной недостаточностью (уровень креатинина у женщин от 104 до 146 ммоль/л, у мужчин — от 122 до 177 ммол/л; уровень клубочковой фильтрации — от 30 до 60 мл/мин/1,73 м2) не было установлено независимой взаимосвязи между умеренной почечной недостаточностью, показателями общей смертности и смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. Определение взаимосвязи между умеренной почечной недостаточностью и сердечно-сосудистыми заболеваниями, установленной в других эпидемиологических исследованиях, по мнению авторов, было обусловлено наличием у больных с ХПН факторов риска кардиоваскулярной патологии.
Вместе с тем возникновение сердечно-сосудистых осложнений у пациентов при лечении диализом значительно превышает общий показатель, что нельзя объяснить наличием факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний. Что же является отличным от популяционных исследований, так это число сердечно-сосудистых осложнений и почти одинаковый уровень кардиальной смертности в различных возрастных группах пациентов с уремией. Так, уровень кардиальной смертности среди пациентов в возрасте до 45 лет, находящихся на лечении диализом, более чем в 10 раз превышает таковой среди остального населения. Даже у лиц пожилого возраста показатели смертности от сердечно-сосудистых заболеваний в терминальной стадии почечной недостаточности в 5 раз выше, чем среди всего населения при согласовании различий по возрасту, полу, расовой принадлежности и наличию сахарного диабета. Этот чрезвычайно высокий уровень сердечно-сосудистых осложнений и смертности позволяет предположить зависимость от ранее существующих сердечно-сосудистых нарушений, а именно коронарной болезни сердца, у пациентов с хронической почечной недостаточностью. Подтверждением тому являются сведения о распространенности атеросклеротических изменений (45%) в начале лечения методом хронического диализа. Согласно отчетам United States Renal Data Service (USRDS), пятилетняя выживаемость диализных пациентов составляет 35%, в то время как, по результатам Cardiovascular Health Study, этот показатель среди населения — 88%. Смертность таких пациентов в 1998 году составила 22,9%, в 45 % случаев она была обусловлена кардиоваскулярной патологией. Данные Heart Outcomes Prevention Evaluation (HOPE) позволили объединить такие результаты. В исследование HOPE были включены пациенты с высоким риском сердечно-сосудистой смертности. Средний возраст (66 лет) и наличие сахарного диабета у 39% пациентов были сопоставимы с таковыми у больных с терминальной почечной недостаточностью. Главное отличие между HOPE и USRDS-популяцией в том, что больные с развившейся почечной недостаточностью были исключены из исследования HOPE. Общее количество случаев инфаркта миокарда, инсульта и летального исхода в течение пяти лет в группе плацебо в исследовании HOPE — 17,8%. Эти данные среди больных из группы высокого сердечно-сосудистого риска все же намного ниже, чем у пациентов, находящихся на лечении диализом. Таким образом, почечная недостаточность с метаболическими осложнениями значительно повышает риск сердечно-сосудистых заболеваний. Относительно числа сердечно-сосудистых заболеваний у пациентов с хронической почечной недостаточностью в додиализном периоде данных значительно меньше.
В настоящее время проведено одно исследование для установления взаимосвязи между функциональным состоянием почек (уровень клубочковой фильтрации), данными коронарографии, риском развития инфаркта миокарда и внезапной коронарной смерти в додиализном периоде у 8600 пациентов, принимавших участие в Intermountain Heart Collaborative (IHC) Study (Srinivasan Вeddhu et al., 2002). Больных наблюдали с сентября 1993 по декабрь 2000 года с целью определения азотовыделительной функции почек за 30 дней до проведения коронарографии. В результатах учитывали частоту развития инфаркта миокарда и показатели общей смертности. Для установления диагноза собирали анамнез заболевания, проводили серию электрокардиограмм и изучали маркеры повреждения миокарда. Использовали компьютерную базу данных, учитывали возраст, пол, наличие сахарного диабета, гипертонии, гиперлипидемии, ИБС в семейном анамнезе, курение. Сахарный диабет устанавливали по уровню сахара в крови натощак (более 126 мг/дл), гликозилированного гемоглобина (более 7,5%), гипертонию — по уровню систолического артериального давления более 160 мм рт. ст., диастолического артериального давления более 90 мм рт. ст. в анамнезе или после назначения гипотензивной терапии. Установлено, что у пациентов с самым низким уровнем клубочковой фильтрации риск смерти от инфаркта миокарда в 2,1 раза выше (на 42% выше риск развития инфаркта миокарда и в 2,8 раза больше частота смерти). Показано, что повышение уровня клубочковой фильтрации на 10 мл/мин сопровождается уменьшением риска смерти на 24%, риска развития инфаркта миокарда — на 8% и на 18% суммарным уменьшением риска смерти от инфаркта миокарда. Таким образом, данные Srinivasan Beddhu et al. показывают, что, независимо от наличия факторов риска ИБС, ангиографического подтверждения коронарной болезни и проводимой терапии, почечная недостаточность сама по себе повышает риск инфаркта миокарда и смерти. Необходимо отметить, что средний уровень клубочковой фильтрации составил 41 мл/мин, поэтому даже умеренная почечная недостаточность сопровождается повышенным риском сердечно-сосудистых осложнений. Взаимосвязь низкого уровня клубочковой фильтрации с показателями общей смертности была более значительной, чем с возникновением инфаркта миокарда, т. е. высокий риск смерти, ассоциированной с почечной недостаточностью, может быть результатом ишемии или аритмии, застойной сердечной недостаточности в дополнение к инфаркту миокарда. Тем не менее, в 51% случаев риск развития инфаркта миокарда у пациентов с низким уровнем клубочковой фильтрации был на 25% выше уровня в других многоцентровых исследованиях.
Таким образом, развитие сердечно-сосудистых заболеваний значительно ускоряется при прогрессирующем снижении функции почек. Известно повышение артериального давления при снижении уровня клубочковой фильтрации, развитие дислипидемии при ХПН. В последнее время появились данные, свидетельствующие о более существенном влиянии новых не корректируемых фактров риска. К специфическим факторам, предрасполагающим к развитию атеросклероза и кардиомиопатии, относят увеличение содержания провоспалительных цитокинов, нарушения в системе гемостаза, изменения профиля липопротеидов, гипергомоцистеинемию, анемию, гипопротеинемию, повышение содержания кальция и фосфора. Велика роль увеличения концентрации мочевой кислоты, толерантности к инсулину и еще ряда неидентифицированных уремических факторов. Эти состояния манифестируют вследствие снижения функции почек. Более того, в ряде исследований показано, что такие факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний и смерти среди населения, как гипертония и гиперхолестеринемия, не имеют существенного значения у пациентов, находящихся на лечении методом диализа.
После оценки данных эпидемиологических наблюдений вырисовывается ряд закономерностей, объясняющих патофизиологические механизмы. Группа шведских и американских ученых (J.Himmelfarb et al., 2002) предложила гипотезу, согласно которой главной причиной ускоренного развития атеросклероза, сердечно-сосудистых заболеваний и смертности при ХПН являются окислительный стресс и его последствия. В эксперименте установлено увеличение окислительной нагрузки у пациентов с ХПН, определяемой по высоким концентрациям многочисленных биомаркеров окислительного стресса. В соответствии с предложенной схемой влияние окислительного стресса на различные макромолекулы при ХПН обусловлено, прежде всего, активацией фагоцитов через миелопероксидазный путь. В результате избыточного окисления образуются перекисные соединения липидов, атерогенные тиоловые соединения — гомоцистеин и цистеин, происходят избыточное генерирование атерогенных реактивных групп карбонила и истощение плазменных антиоксидантов. Вследствие этого ускоряется атерогенез. Диализная терапия, длительное использование катетера для сосудистого доступа и биосовместимых мембран способствуют провоспалительному и проокислительному стрессам и, таким образом, проатерогенному состоянию гемодиализных больных.
Основываясь на перечисленных фактах, в странах Европейского Союза и США предлагают проведение ряда клинических мероприятий для разработки более интенсивных подходов в профилактике и лечении ИБС при заболеваниях почек.
Если подобные результаты будут получены после применения антиоксидантов при лечении ХЗП, гипотеза J. Himmelfarb получит признание.