Моксифлоксацин в лечении урогенитальных инфекций

Моксифлоксацин в лечении урогенитальных инфекций

Проблема высокой заболеваемости инфекциями, передаваемыми половым путем, продолжает оставаться актуальной во всем мире. При этом за последние 30 лет наши представления об этой патологии претерпели существенные изменения. Несмотря на то что в последние 5-7 лет в США и Западной Европе отмечается стойкая тенденция к снижению распространенности урогенитальных инфекций в целом, по ряду нозологий ситуация продолжает быть близкой к эпидемии.

В.К. Чайка, член-корреспондент АМН Украины, д.м.н., профессор, заслуженный деятель науки и техники Украины, заведующий кафедрой; И.К. Акимова, к.м.н., доцент; В.П. Квашенко, д.м.н., профессор, М.В. Попова, к.м.н., кафедра акушерства, гинекологии и перинатологии ФПО Донецкого государственного медицинского университета им. М. Горького

В первую очередь это относится к возбудителям «нового поколения» – Chlamydia trachomatis и Ureaplasma urealyticum. Существует мнение, что они являются новыми не в силу того, что недавно появились, а по той причине, что разработка и совершенствование методов их диагностики привели к пониманию роли этих инфекций в патологии человека.

Одним из самых многообещающих направлений терапии негонококковых урогенитальных инфекций считают применение фторхинолонов. Среди последних наиболее перспективен моксифлоксацин, проявляющий in vitro самую высокую активность против атипичных возбудителей.

Первоначально моксифлоксацин преимущественно применялся в пульмонологии для лечения инфекций дыхательных путей, однако результаты исследований показали его высокую эффективность и при инфекциях мочеполовой системы.

Предлагаем вниманию читателей три исследования с моксифлоксацином, результаты которых были представлены на XVI Европейском конгрессе по клинической микробиологии и инфекционным болезням (г. Ницца, Франция, 2006).

Активность моксифлоксацина против Mycoplasma genitalium

Mycoplasma genitalium – генитальная микоплазма, которую чрезвычайно трудно изолировать в культуре. С помощью полимеразной цепной реакции установлена тесная ассоциация M. genitalium с негонококковым уретритом мужчин и цервицитом и эндометритом у женщин.

Антибиотиков, потенциально активных против микоплазм, относительно мало из-за особенностей структуры микроорганизма. Фторхинолоны относят к немногим препаратам, проявляющим бактерицидный эффект против микоплазм. Активность моксифлоксацина ранее уже была подтверждена для микоплазмы человека, но только для семи штаммов.

Целью исследования была расширенная оценка in vitro активности моксифлоксацина на большее число штаммов M. genitalium в сравнении с другими фторхинолонами (офлоксацин, левофлоксацин, гатифлоксацин, гемифлоксацин, гареноксацин), доксициклином и эритромицином.

Всего было изучено 14 штаммов M. genitalium. Для каждого изолята определяли МПК и МБК.

Наиболее активным антибиотиком оказался эритромицин с МПК90 0,015 мкг/мл, затем следовали моксифлоксацин и доксициклин с одинаковой МПК90 0,12 мкг/мл (табл. 1). При оценке всех 14 штаммов M. genitalium наиболее активным фторхинолоном был моксифлоксацин, при этом различий в чувствительности штаммов из разных географических регионов не было. Бактерицидный эффект моксифлоксацина проявлялся для всех изолятов при МБК90 0,25 мкг/мл, что значительно ниже, чем максимально допустимая концентрация препарата.

Активность моксифлоксацина против урогенитальных микоплазм Ureaplasma spp. и Mycoplasma hominis

Урогенитальные штаммы микоплазм играют определенную этиологическую роль при различных урологических заболеваниях мужчин (уретрит, эпидидимит, простатит) и женщин (бактериальный вагиноз, эндометрит, амнионит, воспалительные процессы таза). M. hominis часто изолируют при хронических пиелонефритах, резистентных к стандартным схемам терапии. Только кетолиды и фторхинолоны, среди которых наибольшую активность проявляет моксифлоксацин, в терапевтических концентрациях бактерицидно действуют на микоплазмы.

Целью исследования было определить активность моксифлоксацина против Ureaplasma spp. и M. hominis в сравнении с другими фторхинолонами, эритромицином и доксициклином.

В отношении чувствительных к доксициклину изолятов (DOX-S) Ureaplasma spp. доксициклин был самым активным антибиотиком при МПК90 0,25 мкг/мл, в то время как моксифлоксацин, гемифлоксацин и гареноксацин были наиболее активны в отношении резистентных к доксициклину изолятов (DOX-R). Моксифлоксацин и гемифлоксацин были вторыми после гареноксацина наиболее активными антибиотиками против M. hominis при МПК90 0,06 мкг/мл. Активность моксифлоксацина была одинаково высокой в отношении DOX-S и DOX-R штаммов.

Кроме изолята Ureaplasma spp. № 3898, для остальных штаммов Ureaplasma и M. hominis МБК моксифлоксацина варьировала от 0,12 до 0,5 мкг/мл. Все значения МБК были эквиваленты или ниже четырехкратных значений МПК90, установленных в этом же исследовании. Таким образом, МБК/МПК коэффициент составил ≤4, что указывает на высокую бактерицидную активность моксифлоксацина.

Два изолята Ureaplasma spp. и один изолят M. hominis проявили устойчивость к некоторым фторхинолонам (левофлоксацин, гатифлоксацин, гареноксацин). Устойчивость была обусловлена мутациями специфических белков, которые не влияют на чувствительность к другим фторхинолонам, в том числе к моксифлоксацину.

Активность моксифлоксацина против недавно выделенных изолятов Chlamydia trachomatis

Chlamydia trachomatis (серовары А – К) – наиболее распространенная в мире инфекция с половым путем передачи и частая причина острых воспалительных заболеваний таза. C. trachomatis может вызывать трахому, конъюнктивит, венерическую лимфогранулему и заболевания половых путей. Кроме того, этот микроорганизм связан с пневмонией у младенцев и иммуносупрессированных пацинтов, а также больных с синдромом Рейтера (олигоартрит).

На протяжении более 20 лет, до появления фторхинолонов, базисной антихламидийной терапией были тетрациклины. Первые фторхинолоны, кроме офлоксацина, не доказали свою клиническую эффективность при лечении хламидийных инфекций, несмотря на достаточную активность in vitro.

Моксифлоксацин – фторхинолон четвертого поколения, проявляющий мощную активность в отношении широкого спектра грамотрицательных и грамположительных микроорганизмов, включая Streptococcus pneumoniae, кислотоустойчивых бактерий и таких атипичных форм, как Mycoplasma, Chlamydia, Legionella. Моксифлоксацин эффективен в отношении бактерий, резистентных к β-лактамным и макролидным антибиотикам.

В этом исследовании изучали in vitro активность моксифлоксацина в отношении ряда недавно изолированных штаммов C. trachomatis в сравнении с левофлоксацином, доксициклином, эритромицином и азитромицином.

Всего использовали 51 штамм C. trachomatis. 62% изолятов были получены от женщин, 38 – от мужчин; 82% – из половых путей, 18 – из конъюнктивальных смывов.

В таблице 2 показано распределение значений МПК оцененных антибиотиков для всех изолятов.

В целом моксифлоксацин проявил высокую активность в отношении изолятов C. trachomatis, которая превышала таковую левофлоксацина, эритромицина и азитромицина. Наименьшие значения МПК показал доксициклин, тем не менее МПК90 лишь на одно разведение было больше, чем у моксифлоксацина.

Таким образом, моксифлоксацин является сегодня одним из наиболее эффективных антибиотиков при лечении урогенитального хламидиоза и уреаплазмоза независимо от остроты и длительности инфекционного процесса, а также наличия осложнений. Однократное применение препарата в сутки, практически полное отсутствие побочных явлений и аллергических реакций служат дополнительными основаниями его выбора в терапии урогенитальных инфекций, особенно в амбулаторных условиях.

Литература

  1. Williams L., Northwood J. 6th ECCM. Nice. – 2006.
  2. Bebear C.M.,Renaudin H., Jensen J.S., Bebear C. 6th ECCM. Nice. – 2006.
  3. Bebear C.M.,Renaudin H., Planty C., Bereyre S., Bebear C. 6th ECCM. – Nice.2006.