Проблема климактерических расстройств у женщин актуальна во всех странах мира, что обусловлено в первую очередь тотальным старением населения вследствие снижения уровня рождаемости. В то же время возрастает удельный вес женщин в возрасте 45-65 лет,
Проблема климактерических расстройств у женщин актуальна во всех странах мира, что обусловлено в первую очередь тотальным старением населения вследствие снижения уровня рождаемости. В то же время возрастает удельный вес женщин в возрасте 45-65 лет, когда появляются симптомы климакса. Частота возникновения климактерического синдрома колеблется от 40 до 60%. По прогнозам Всемирной организации здравоохранения, к 2015 году у 46% женского населения земного шара будут наблюдаться симптомы климакса различной степени выраженности.
Эти симптомы по времени возникновения условно можно разделить на три группы.
Самыми сложными для женщин, особенно в психологическом плане, являются ранние симптомы. Их патогенез до настоящего времени недостаточно изучен, однако есть предположение о том, что в этот период резко снижается уровень секреции половых гормонов и повышается синтез гонадотропинов. Общепринятой стала гипотеза о нарушении синтеза биогенных аминов и b-эндорфинов в мозге. Клинические проявления климактерического синдрома свидетельствуют о том, что в его генезе большая роль принадлежит неадекватной реакции стареющего организма на возрастное снижение функции яичников. От 10 до 50% женщин в этом периоде нуждаются в специальном лечении.
Поскольку основу патогенеза климактерического синдрома составляет нарушение функции яичников, очевидным становится необходимость заместительной гормонотерапии для устранения характерного симптомокомплекса. Исследованиями ученых установлено, что очень важен социальный аспект: наиболее тяжелые расстройства связаны, как правило, с низкой самооценкой, эмоциональной лабильностью, неудовлетворенностью партнером, невозможностью устроиться на работу, отказом от занятий спортом, низкой физической активностью, ощущением отвергнутости обществом.
Учитывая возросшую роль негормональных средств в лечении климактерических расстройств, в международном мультицентровом клиническом исследовании была проанализирована клиническая эффективность одного из наиболее применяемых в Западной Европе (с 1938 года) комплексного гомеопатического препарата Климактоплан.
В международное мультицентровое исследование было привлечено 1250 женщин, страдавших климактерическими расстройствами (688 — в Германии, Швейцарии и Австрии, 51 — в Италии, 111- в Испании, 200 — в России и 200 — в Украине). Первые 12 недель лечения характеризовались высоким уровнем ремиссии относительно 25 симптомов климактерических расстройств. Например, приливы жара исчезали в 90% случаев, улучшение нарушений сердечной деятельности и сна были достигнуты более чем в 70% случаев. Суммарная оценка симптоматики снизилась в 78,8% случаев, осталась без изменений в 0,6% и повысилась — в 3,8% случаев. Переносимость препарата оценивалась в 93% случаев как хорошая или очень хорошая. Украинскими специалистами было отмечено, что в процессе лечения Климактопланом исчезают или резко снижаются плаксивость, нарушения сна, утомляемость, число обмороков, гипергидроз, головная боль, кардиоциркуляторные нарушения, сухость кожи. Установлено, что Климактоплан можно считать препаратом выбора для негормонального лечения климактерического синдрома. Особенно показано лечение этим препаратом больным, у которых имеются противопоказания к назначению гормональных препаратов или которые отказываются от такого лечения.
Проведено сравнительное изучение влияния гормональных и комплексных гомеопатических препаратов, в том числе Климактоплана, на течение климактерического синдрома. Установлено, что оба вида терапии эффективно воздействовали на нейровегетативные симптомы климакса, при этом гормональные препараты преимущественно влияли на метаболические и эндокринные нарушения, липидный спектр, а гомеопатические препараты — на психоэмоциональные нарушения, включая депрессивные расстройства, к тому же последние имели более высокий профиль безопасности применения и не вызывали побочных эффектов. Установлено также благоприятное влияние на течение климакса комплексной терапии, включавшей одновременно гормональные препараты и Климактоплан.
Спектр фармакологического действия Климактоплана на женский организм обеспечивается его действующими компонентами, каждый из которых издавна применяется в качестве самостоятельного гомеопатического средства. Наиболее изученным компонентом этого препарата является Cimicifuga. Она оказывает воздействие на гипоталамус с преимущественным влиянием на половые функции, в связи с этим она особенно эффективна в отношении приливов жара, нервного возбуждения и депрессивных состояний.
В гомеопатической практике принято использовать Cimicifuga racemosa (L.) Nutt. (цимицифугу кистевидную). Под названием Black Cohosh цимицифуга широко используется в США, находясь в первой десятке по объемам продаж среди лекарственных растений, благодаря своей эффективности в период менопаузы. Это растение применяли еще коренные индейцы при лечении дисменореи и менопаузы. По-видимому, именно этим объясняется пристальный интерес ученых к изучению химического состава и фармакологических эффектов как компонентов самого растения, так и отдельных биологически активных веществ, выделенных из него.
Американские ученые провели клинические испытания этого растительного препарата в качестве заместительной терапии при менопаузальном синдроме, на основе чего разработали рекомендации по использованию и обобщили информацию о возможных побочных эффектах. Показано, что эффективность стандартизированного экстракта очень высока, а побочные эффекты — незначительны. Ранее предполагалось, что фармакологическое действие обусловливается одним из флавоноидов растения — формононетином. Но впоследствии было установлено, что в экстракте растения, эффективном при купировании основных симптомов климакса, этот флавоноид не обнаруживается, и, следовательно, его фармакологическое действие связано с другим веществом или комплексом веществ.
Установлена эффективность изопропанольного экстракта Cimicifuga racemosa при эстрогензависимых формах аденокарциномы, что позволяет рекомендовать его в качестве безопасного средства для лечения опухолевых заболеваний и их профилактики, особенно когда противопоказана гормональная терапия. В основе механизма активности экстракта лежит его эстрогеноподобное действие.
Проведены исследования, в которых показано, что экстракт корневищ Cimicifuga racemosa содержит соединения с антиэстрогенными свойствами.
Полагают, что эстрогенное и антиэстрогенное действие цимицифуги связано с фитоэстрогенами, которые содержатся в этом растении, и их метаболитами, способными связываться с рецепторами женских половых гормонов.
Из корневищ растения выделены, наряду с глицерил-1-пальмитатом и даукостерол-6-линолеатом, 8 новых и 13 известных тритерпеновых гликозидов, среди них актеин и его производные. Эти соединения называют цимирацемозидами. С помощью этилацетата из сырья получены феруловая и изоферуловая кислоты, метиловый эфир кофейной кислоты, а также фенилпропаноловые эфиры цимирацематы, строение которых подтверждено данными спектрального анализа.
Японские ученые установили, что изоферуловая кислота проявляет выраженное противовоспалительное действие и в эксперименте при вирусной пневмонии у мышей она показала большую эффективность, чем дексаметазон.
В подземных частях растения обнаружены так называемые цимицифуговые и фукиновые кислоты, представляющие собой сложные эфиры, образованные карбоксильными группами коричной и гидроксильными группами бензилвинной кислот. Эти кислоты проявили выраженное противовоспалительное действие в эксперименте. Эти и другие производные коричных кислот, выделенные из корневищ Cimicifuga racemosa, дозозависимо ингибировали активность нейтрофил-эластазы.
Фитохимическим анализом также установлено присутствие в корневищах циклоартановых гликозидов, которые проявили цитотоксическое действие на клетки сквамальной карциномы, циклоланостаноловых арабинозидов. Циклоартан и ланостан являются основными представителями тетрациклических тритерпенов.
Sepia представляет собой высушенное содержимое пузыря Sepia officinalis L. (каракатицы). В гомеопатической практике это вещество применяется для лечения проявлений дисфункции коры надпочечников, гипофиза и яичников.
Составными частями Sepia являются минеральные вещества: карбонаты кальция и магния, сульфат и хлорид натрия. Из органических веществ выделен пигмент меланин. С помощью физико-химических методов установлено, что этот пигмент представляет собой смесь олигомерных структур, соответствующих на 75% 5,6-дигидрокси-индол-2-карбоновой кислоте и лишь на 20% — 5,6-дигидроксииндолу. Остальную часть пигмента, возможно, составляет пирролкарбоновая кислота.
Предшественник меланина — аминокислота тирозин, из которой образуется дигидроксифенилаланин (ДОФА), который, в свою очередь, задействован в биосинтезе катехоламинов в нервных клетках и коре надпочечников.
В литературе обсуждается воздействие нейротрансмиттеров (дофамина, норадреналина и других) на изменение терморегуляции, как причины приливов жара.
Ignatia — семена вечнозеленого растения Strychnos ignatii. В гомеопатии этот препарат используется для лечения лабильности настроения, депрессивных состояний, раздражительности и нарушений сна на фоне внутреннего беспокойства. В соматической практике Ignatia оказывает благоприятное воздействие на мигрень, а также на нарушения менструального цикла, сопровождающиеся спазматической болью в нижних отделах живота. 45-60% общего содержания алкалоидов приходится на стрихнин, значительными являются количества бруцина, кофейной и хлорогеновой кислот.
Действие стрихнина направлено в первую очередь на спинной мозг и способствует усилению мышечного тонуса. В результате его гомеопатического применения уменьшается ощущение слабости. Вследствие стимуляции рефлексов под действием стрихнина наблюдается положительное влияние на сексуальную сферу. Стрихнин — наиболее мощный экзогенный антагонист глицинового рецептора, он не блокирует ингибиторные эффекты, опосредованные рецепторами ГАМК.
Sanguinaria — высушенные корневища с корнями канадского кровяного корня, который в фазе вегетации содержит богатый алкалоидами млечный сок красного цвета. Выделенные из этого растения вещества близки к активным компонентам чистотела. Это — сангвинарин (34%) и хелеритрин (37%), кроме того, в нем содержатся спартеин, оксисангвинарин, b-гомохелидонин, хелидоксантин (берберин).
Алкалоиды, входящие в состав кровяного корня, воздействуют на центральную и вегетативную нервную системы. Так, например, сангвинарин оказывает влияние на транспорт натрия и калия в нервных клетках, вероятно, путем торможения ацетилхолинэстеразы. Спартеин расширяет коронарные сосуды и тормозит проведение импульсов в сердечной мышце, проявляя в целом регулирующее и успокаивающее действие на сердце.
Lachesis — яд гремучей змеи — находит гомеопатическое применение при различных вазомоторных нарушениях, которые проявляются в климактерическом периоде в форме приливов жара, сменяющихся ознобом, а также для лечения сердцебиений и головной боли. Кроме того, он благотворно влияет на психические симптомы и устраняет состояние страха, депрессию, чувство подавленности и бессонницу.
Биологически активными компонентами яда являются пептиды и энзимы. Пептиды оказывают нейротоксическое влияние посредством блокады ионных каналов и мембранных рецепторов типа ацетилхолиновых. Ферменты обладают протеолитическим, коагулирующим и цитолитическим действием.
Анализ приведенных данных свидетельствует о том, что Климактоплан представляет собой патогенетически обоснованное и эффективное сочетание биологически активных компонентов, способствующих облегчению протекания климактерического синдрома. Природное происхождение компонентов снижает риск возникновения побочных эффектов, неизбежных при гормональной терапии.