Ежегодно в мире проводятся многочисленные исследования, цель которых — более глубокое познание патологических изменений в организме, поиск новых терапевтических и профилактических подходов в решении той или иной проблемы. На сегодняшний день
Ежегодно в мире проводятся многочисленные исследования, цель которых — более глубокое познание патологических изменений в организме, поиск новых терапевтических и профилактических подходов в решении той или иной проблемы. На сегодняшний день пристальное внимание медицинской общественности привлекает сахарный диабет (СД). Это обусловлено, в первую очередь, высоким уровнем его распространенности и заболеваемости, а также значительной частотой развития осложнений. Постоянно ведется поиск универсального патогенетического средства, которое позволило бы приостановить эпидемию сахарного диабета и, тем самым, решить ряд медико-социальных проблем, связанных с ним.Благодаря тесному сотрудничеству науки, практической медицины и фарминдустрии ежегодно мировой фармацевтический рынок пополняется новыми препаратами, повышающими эффективность лечения данной патологии. В течение многих десятилетий вносит свой весомый вклад в развитие мировой диабетологии фармацевтическая компания «Хехст» (в 1999 году вошла в состав концерна «Авентис»), одним из ведущих направлений которой всегда являлись препараты для лечения сахарного диабета. «Хехстом» были синтезированы первые пероральные сахароснижающие препараты производные сульфонилмочевины первой генерации — карбутамид, толбутамид. В 1969 году в лаборатории этой фирмы был синтезирован оригинальный глибенкламид, ставший на долгое время «золотым стандартом» в терапии сахарного диабета II типа. Спустя четверть века создается еще один уникальный препарат — Амарил (единственный представитель третьей генерации производных сульфонилмочевины), который уже завоевал известность и признание на мировом фармацевтическом рынке. С момента открытия инсулина для лечения больных сахарным диабетом «Хехст» является одним из мировых лидеров в синтезе и производстве различных инсулинов (от инсулинов животного происхождения и полусинтетических до генноинженерных препаратов и, в настоящее время, аналогов человеческого инсулина длительного и ультракороткого действия). В результате длительного научного поиска, благодаря современным биотехнологическим возможностям, сотрудникам компании «Авентис» удалось создать первый аналог человеческого инсулина Лантус (инсулин гларгин) с 24-часовым беспиковым действием.
С просьбой рассказать о роли последних научных достижений в решении наиболее актуальных проблем клинической диабетологии наш корреспондент обратился к кандидату медицинских наук, доценту кафедры эндокринологии, заведующей диабетологическим отделением Киевской городской клинической эндокринологической больницы Галине Петровне Михальчишин.
— Наибольшая проблема сахарного диабета как I, так и II типа — это лечение поздних осложнений, к которым относятся микро- и макроангиопатии (атеросклероз, инфаркт миокарда, инсульт, синдром диабетической стопы).
К существующим на сегодняшний день методам профилактики поздних осложнений сахарного диабета, прежде всего, относятся жесткие критерии компенсации углеводного обмена. По данными 10-летнего исследования DССТ (1983-1993), в которое вошли больные СД I типа, поддержание гликемии, близкой к нормальным показателям, позволило снизить риск развития ретинопатии на 54 %, нейропатии — на 60 %, нефропатии — на 39 %.
Аналогичные результаты получены и у больных сахарным диабетом ІІ типа. Исследование UKPDS, которое проводилось в течение 20 лет (1977-1997) в клиниках Великобритании с участием 5000 больных, доказало необходимость более интенсивной или агрессивной тактики сахароснижающей терапии. Снижение уровня гликозилированного гемоглобина (НbА1с), одного из самых важных показателей компенсации углеводного обмена, на 1 % (с 7,9 до 7 %) позволяет снизить в целом на 12 % все осложнения, связанные с диабетом: на 16 % — инфаркт миокарда, на 21 % — ретинопатии. Таким образом, уровень гликозилированного гемоглобина — один из критериев, определяющих степень риска развития сосудистых осложнений.
Европейское бюро Международной федерации диабетологов и Европейское бюро ВОЗ в 1998 году предложили следующие критерии компенсации углеводного обмена веществ у больных сахарным диабетом ІІ типа: низкий риск развития ангиопатии при уровне НbА1с<=6,5 %; если НbА1с превышает 6,5 %, возникает риск развития макроангиопатии; существенный риск развития микроангиопатии имеет место при НbА1с>7,5 %.
Комплексное лечение сахарного диабета ІІ типа включает в себя диету, дозированную физическую нагрузку, обучение больных и самоконтроль, медикаментозную терапию (сахароснижающие препараты, инсулин), лечение поздних осложнений. Если диетотерапия и посильные физические нагрузки неэффективны, назначают фитопрепараты, ингибиторы a-глюкозидазы. Если после этого не удается достичь компенсации на протяжении нескольких месяцев, чаще всего мы назначаем производные сульфонилмочевины. Учитывая тот факт, что в патогенезе ІІ типа сахарного диабета имеют место два взаимосвязанных звена: нарушение функции b-клеток и инсулинорезистентность, был необходим препарат, который бы действовал на эти два механизма. Учитывая все эти моменты, наиболее эффективным и безопасным препаратом представляется Амарил (глимепирид) производства компании «Авентис Фарма». Препарат обладает двойным действием: панкреатическим — улучшает секрецию инсулина, защищая b-клетки от истощения, и внепанкреатическим — повышает чувствительность тканей к инсулину, не оказывает повреждающего действия на сердечно-сосудистую систему и значительно реже вызывает гипогликемические состояния по сравнению с другими производными сульфонилмочевины.
Хочу отметить, что при недостаточной эффективности пероральных сахароснижающих препаратов и их комбинаций, необходимо как можно раньше назначать инсулинотерапию.
— Расскажите, пожалуйста, об инсулинотерапии более подробно.
— Сегодня для «имитации» базальной секреции инсулина мы используем инсулины среднего и длительного действия, которые, к сожалению, не являются идеальными. Прежде всего, это связано с наличием у них так называемых «пиков» активности. Если вводить такой инсулин перед сном, то пик активности будет приходиться на утренние часы, в связи с чем значительно возрастает риск ночной гипогликемии. Это, в свою очередь, приводит к ограничению адекватной дозы при титрации, и как результат — высокий уровень гликемии натощак. Таким образом, гипогликемии — это основное препятствие для достижения стабильного гликемического контроля. Возникает вопрос: как решить эту проблему?
Идеальный базальный (пролонгированный) инсулин в результате одной инъекции должен обеспечивать контроль гликемии в течение 24 часов (чего не могут обеспечить те инсулины, которыми мы пользовались до последнего времени) при условии отсутствия пиков действия, быть безопасным, то есть не обладать токсическими, митогенными, иммуногенными эффектами, иметь низкую интра- и экстравариабельность, а также быть удобным и простым в использовании.
Сегодня в Украине появился новый препарат Лантус производства фармацевтической компании «Авентис Фарма». Это первый генноинженерный аналог человеческого инсулина с беспиковым базальным профилем действия, которое сохраняется после однократного введения на протяжении суток. Лантус может использоваться в качестве базального инсулина для лечения больных сахарным диабетом I и II типов. Безопасным целевым уровнем глюкозы натощак для NPH-инсулина является 6 ммоль/л. Так как препарат Лантус вызывает значительно меньшее количество гипогликемий, в том числе тяжелых и ночных, по сравнению с инсулином NPH, целевой уровень глюкозы натощак может быть ниже, чем при использовании NPH-инсулина. Лантус позволяет добиться лучших показателей гликемии как при вечернем, так и при утреннем режиме введения. Обладает низкой интра- и экстравариабельностью действия у различных больных, что упрощает подбор дозы и контроль гликемии.
Важно, что по безопасности Лантус также отвечает критериям идеального препарата для инсулинотерапии.
— В настоящее время в вашей клинике проходит клиническое исследование с использованием Лантуса. Каковы первые впечатления?
— Да, действительно, в Киевской городской клинической эндокринологической больнице, которая является базой кафедры эндокринологии НМУ, проводится сравнительное исследование с использованием препарата Лантус. Оно является частью международного многоцентрового исследования. Могу сказать, что предварительные результаты многообещающие. С помощью Лантуса нам удалось достичь уровня гликемии натощак 5-5,5 ммоль/л при отсутствии тяжелых гипогликемий, в том числе и ночных, что позволяет добиться хорошего гликемического контроля и высокой степени удовлетворенности лечением как со стороны врача, так и пациента.
Беседу продолжает кандидат медицинских наук, руководитель отдела клинической эндокринологии Украинского научно-практического центра эндокринной хирургии, трансплантации эндокринных органов и тканей Елена Валерьевна Савран.
— В последние годы пересмотрены критерии компенсации СД. Если раньше удовлетворительным считался уровень глюкозы в крови на протяжении дня 10 ммоль/л, то уже доказано, что он не должен натощак превышать 6 ммоль/л, а после приема пищи — 8 ммоль/л. Безусловно, добиться такой степени компенсации сахарного диабета представляет немалую сложность.
Для больных с инсулинзависимой формой диабета разработана достаточно четкая схема достижения компенсации СД, которая включает в себя многократный режим инъекций инсулина короткого и продленного действия, самостоятельный контроль больным уровня гликемии и в соответствии с ним коррекцию дозы инсулина. Такой интенсивный режим терапии, то есть синхронизация введения инсулина с приемами пищи и режимом дня, представляет определенные трудности.
Как показало исследование DCCT, строгий контроль всегда сопровождается ростом гипогликемий, в том числе и тяжелых. Это потребовало создания более совершенных препаратов инсулина. Итогом детального изучения эндокринной функции поджелудочной железы в норме и патологии стала разработка аналогов инсулина, действие которых максимально соответствует естественному профилю секреции инсулина в организме на протяжении суток и, соответственно, в большей степени отвечает задачам проводимой терапии. При использовании короткодействующих аналогов инсулина значительно снижается риск развития постпрандиальных гипогликемий, что является большим достижением в клинической диабетологии. По данным DССТ, 50 % тяжелых гипогликемий — это ночные. И единственный имеющийся на настоящий момент способ предотвращения их — применение аналога инсулина пролонгированного действия, которым и является Лантус. Он имеет беспиковый базальный профиль действия на протяжении 24 часов и по сравнению с другими инсулинами, применяемыми в качестве базальных, является наиболее схожим с биологическим базальным ритмом секреции инсулина у здорового человека.
— Какими отличительными свойствами обладает Лантус (инсулин гларгин), за счет чего достигается пролонгация его действия?
— Благодаря особенностям строения молекула инсулина гларгин обладает стабильностью при определенной рН среды. При подкожном введении кислого (рН 4,0) абсолютно прозрачного раствора происходит смещение рН в нейтральную сторону, что сопровождается кристаллизацией препарата, замедлением его абсорбции и, следовательно, пролонгацией действия.
Кроме того, следует отметить, что данный препарат, согласно данным доклинических исследований, обладает практически идентичными человеческому инсулину иммуногенными свойствами. Это крайне важно в связи с тем, что даже самые очищенные инсулины, как любые препараты, у ряда пациентов вызывают аллергические реакции.
— Расскажите, пожалуйста, о применении Лантуса при СД II типа, комбинация с какими пероральными сахароснижающими препаратами, на ваш взгляд, будет наиболее эффективной?
— В силу недопонимания проблемы, долгое время считалось, что II тип диабета имеет более легкое течение и значительно меньшее количество осложнений, нежели I тип СД. Но такое представление было ошибочным. При СД II типа также необходим адекватный контроль, так как он является самым действенным средством в профилактике осложнений. И если целевых уровней гликемии не удается достичь с помощью пероральных сахароснижающих препаратов, необходимо как можно раньше начинать инсулинотерапию. На промежуточном этапе можно комбинировать инсулин с пероральными сахароснижающими препаратами. Это позволит предупредить развитие тяжелых осложнений или хотя бы замедлить их прогрессирование.
Как любой вид инсулина, Лантус может комбинироваться с бигуанидами, препаратами сульфонилмочевины, а также сочетаться с секретогогами, которые вызывают кратковременное повышение секреции инсулина во время еды. Все это в большей степени теоретические предположения, хотя уже имеются результаты нескольких международных исследований применения Лантуса с производными сульфонилмочевины или бигуанидами. Представляет особый интерес клиническое исследование, в котором была апробирована схема: 1 инъекция Лантуса (утром или на ночь) + 1 таблетка Амарила утром в сравнении с иньекцией NPH вечером + 1 таблетка Амарила утром. Наилучшие результаты в плане достижения гликемического контроля с наименьшим количеством гипогликемий получены в группе больных, которые получали Амарил и Лантус утром. Эти результаты очень обнадеживают и врачей, и пациентов, так как очевидно, что такая простая схема терапии позволяет последним в минимальной степени ощущать себя больными и, соответственно, улучшает качество жизни.
— Что Вы можете сказать о производном сульфонилмочевины Амариле, исходя из собственного клинического опыта?
— Я имею большой опыт применения Амарила и хочу сказать, что это замечательный и уникальный препарат. Одним из основных его достоинств является глюкозозависимое влияние на секрецию инсулина b-клетками поджелудочной железы. Это означает, что, во-первых, Амарил действует только в условиях гипергликемии и, во-вторых, активность препарата пропорциональна степени ее выраженности. Он кратковременно связывается с рецептором и, когда уровень глюкозы в крови нормализуется, прекращает действовать на b-клетку. Именно такой механизм объясняет значительно меньшее число гипогликемий на фоне приема Амарила, чем других пероральных сахароснижающих средств, в том числе производных сульфонилмочевины. С моей точки зрения как клинициста, еще одно достоинство Амарила — широкий диапазон доз, что дает возможность их титрования.
Также несомненным преимуществом данного препарата является возможность контроля уровня гликемии на протяжении 24 часов при однократном режиме приема, благодаря чему повышается приверженность пациентов к проводимой терапии. А это имеет большое значения для достижения и сохранения адекватного контроля над заболеванием — основной цели терапии сахарного диабета.
В заключение хочу сказать, что препараты Амарил и Лантус являются инновационными разработками широко известной во всем мире компании «Авентис Фарма», которая имеет мощную научно-исследовательскую базу. Я думаю, можно надеяться, что компания не остановится на достигнутом и, продолжая научный поиск, пополнит портфель эндокринных препаратов еще более совершенными средствами.