Сахарный диабет как нозологическая форма представляет собой гетерогенную группу синдромов, основным клиническим признаком которых является хроническая гипергликемия в результате абсолютной или относительной инсулиновой недостаточности.
Значительное увеличение заболеваемости сахарным диабетом, наличие тяжелых осложнений, представляющих угрозу трудоспособности и жизни пациентов, определяют задачу улучшения медицинской помощи больным сахарным диабетом как одну из наиболее серьезных медико-социальных проблем современности. Разработка новых и усовершенствование существующих лекарственных средств лечения этого заболевания — одни из ведущих путей решения этой проблемы.
Если поиск более совершенных препаратов для лечения сахарного диабета 1 типа, в основе развития которого лежит поражение β-клеток поджелудочной железы с резким снижением количества выделяемого ими инсулина, ведется по пути разработки новых препаратов инсулина, отличающихся профилем действия и путем введения, то выбор препаратов для лечения сахарного диабета 2 типа — задача многоплановая. Это обусловлено сложным патогенетическим механизмом развития заболевания, гетерогенными нарушениями углеводного и жирового обмена, характеризующимися инсулинорезистентностью периферических тканей и нарушением секреции инсулина β-клетками островков Лангерганса.
Заболеваемость сахарным диабетом 2 типа растет стремительно. Наблюдается тенденция к тому, что дебют заболевания происходит в молодом возрасте. Осложнения возникают быстрее и часто являются причиной таких сердечно-сосудистых заболеваний, как инфаркт и инсульт. Большинство пациентов с сахарным диабетом 2 типа имеют комплекс обменных нарушений, таких как гипергликемия, инсулинорезистентность, гипертриглицеридемия, гиперхолестеринемия, ожирение по абдоминальному типу, атеросклероз сосудов, склонность к гиперкоагуляции и артериальной гипертензии, определяемых как метаболический синдром. Каждый компонент этого синдрома влечет за собой увеличение риска сердечно-сосудистых катастроф, комплекс же нарушений увеличивает этот риск многократно. Поэтому способность лекарственных препаратов влиять на многие звенья сложной цепи патогенетических изменений при сахарном диабете 2 типа обусловливает вероятность предотвращения развития осложнений.
На сегодняшний день существует несколько групп таблетированных сахароснижающих препаратов: производные сульфонилмочевины, бигуаниды, ингибиторы α-гликозидазы, препараты, усиливающие постпрандиальную секрецию инсулина и повышающие чувствительность тканей к нему. Наиболее назначаемые сегодня — классические сульфаниламидные препараты. В основе сахароснижающего действия этих лекарственных средств лежит стимуляция выделения инсулина β-клетками. При связывании сульфаниламидов со специфическими рецепторами этих клеток блокируются калиевые каналы, что приводит к поступлению в клетку кальция и последующему высвобождению инсулина. Результаты последних исследований свидетельствуют о том, что нарушение функции β-клеток является основным генетически детерминированным фактором, участвующим в развитии сахарного диабета 2 типа, и определяет более оптимальную ответную реакцию на терапевтическое воздействие сульфаниламидов по сравнению с другими препаратами.
Основные требования, предъявляемые к сахароснижающим препаратам, таковы:
Этим требованиям наиболее полно соответствует современный препарат сульфаниламидной группы — Диабетон МR (гликлазид МR), который обеспечивает эффективный контроль гликемии на протяжении суток при однократном приеме, эффективность сохраняется при многолетнем применении (Guillaussean, 2001).
Диабетон МR — первый пероральный сахароснижающий препарат, в состав которого входит уникальный гидрофильный матрикс, постепенно (в течение 24 часов) высвобождающий активное действующее вещество — гликлазид. После контакта с желудочным и кишечным соками гидрофильный матрикс разбухает, превращается в гель и начинает постепенно высвобождать действующее вещество. Фармакодинамика препарата не зависит от величины рН желудочного сока, позволяет принимать его до, во время и после завтрака. Благодаря высокой биодоступности, клинически эффективная доза гликлазида в новой форме препарата снижается до 30-120 мг/сут, при утреннем приеме концентрация гликлазида МR в плазме крови в первые 6 часов постепенно повышается, затем в течение нескольких чаcов остается неизменной, а к концу дня и в течение ночи постепенно снижается. Таким образом, высвобождение действующего вещества довольно точно соответствует суточным колебаниям концентрации глюкозы в плазме крови больных сахарным диабетом 2 типа. Медленное выделение Диабетона МR, связь этого процесса с пищеварением способствуют воспроизведению природного ритма выделения инсулина, предохраняет организм от дополнительного стрессового напряжения, снижает вероятность гипогликемий. Сахароснижающий эффект сохраняется в течение 24 часов после утреннего приема и не сопровождается риском развития ночных гипогликемий. При исследовании приверженности пациентов к лечению и ее влияния на степень компенсации метаболических нарушений при сахарном диабете 2 типа доказана целесообразность уменьшения кратности приема пероральных сахароснижающих препаратов для повышения комплайенса и улучшения гликемического контроля (Guillaussean, 2003). Прием препарата один раз в сутки более приемлем для регулярного лечения как у пациентов относительно молодого работоспособного возраста, так и у пожилых больных, использующих также препараты других групп для лечения сопутствующих или обусловленных сахарным диабетом состояний.
Диабетон МR и глюкоза оказывают синергическое действие на секрецию инсулина β-клетками поджелудочной железы. В отличие от других препаратов сульфонилмочевины, Диабетон МR обратимо связывается с рецептором SUR1, образует легко диссоциирующий комплекс, способствует восстановлению раннего пика секреции инсулина у больных сахарным диабетом 2 типа. Аффинность и обратимость связывания с рецепторами калиевых каналов β-клеток поджелудочной железы объясняются строением молекулы гликлазида — отсутствием в ней бензамидной группы, входящей в состав других сульфаниламидных препаратов. Это позволяет более эффективно и адекватно контролировать уровень глюкозы в плазме крови после приема пищи, а также снижает риск гипогликемии между приемами пищи: с Диабетоном МR на 50% меньше риск развития гипогликемии, чем с глимепиридом при сопоставимом гликемическом контроле (Schertraner, 2003).
Кроме эффективного контроля гликемии и отличной переносимости, Диабетон МR обладает уникальными, не зависящими от контроля гликемии гемоваскулярными свойствами, имеющими важное значение в патогенетической терапии сосудистых осложнений диабета. Эту уникальность Диабетону МR придает часть молекулы, содержащая азабициклооктан, ответственный за его способность снижать в терапевтических концентрациях уровень оксидативного стресса. Диабетон МR уменьшает склонность к гиперкоагуляции и тромбообразованию при сахарном диабете 2 типа посредством снижения чрезмерной активности тромбоцитов, изменения структуры фибриновой сети, повышения продукции тканевого активатора плазминогена эндотелиальными клетками. Использование Диабетона МR, в отличие от других сульфаниламидных препаратов, ингибирует ключевые этапы атерогенеза, уменьшая перекисное окисление липидов (Obrien et al., 2000), и подавляет адгезию моноцитов к эндотелию (Desfaits, 1998). Отмечено также улучшение эндотелиальной функции на фоне приема Диабетона МR за счет снижения оксидантного стресса, предотвращения N0-опосредованных реакций. Наряду с положительным влиянием на сосуды среднего и крупного калибра, Диабетон МR способствует снижению содержания холестерина и триглицеридов в плазме крови (Maihat, 1993). Установлено также значительное влияние Диабетона МR на уменьшение риска развития и прогрессирования диабетических микроангиопатий, прежде всего ретинопатий, в том числе у пациентов с пролиферативными формами ретинопатий как через 6 месяцев, так и через 2, 3 и 5 лет лечения (Baba et а1., 1982; Сhaп еt а1., 1982; Cabral et а1., 1985; Аkanuma еt а1., 1988).
В процессе лечения Диабетоном МR улучшается периферическая чувствительность к инсулину, особенно в печени и скелетных мышцах. Во многих исследованиях доказано, что у пациентов с сахарным диабетом 2 тина Диабетон МR повышает активность гликогенсинтетазы в скелетных мышцах с соответствующим улучшением инсулиноопосредованной утилизации глюкозы (Bak et а1., 1989). Также описана вызванная диабетом стабилизация глюкозного транспортера GLUT1 в плазменной мембране (Tsiane et а1., 1995). Улучшение чувствительности к инсулину играет важную роль в контроле гликемии не только натощак, но и после приема пищи. Восстановление раннего пика секреции инсулина приводит к улучшению постпрандиального контроля гликемии и снижению постпрандиальной гиперинсулинемии. За счет этого удается избежать прибавки веса на фоне приема Диабетона МR (Palmer et al., 1993).
Таким образом, двойное действие на поджелудочную железу и периферические инсулинчувствительные ткани способствует восстановлению физиологического профиля секреции и биологической активности инсулина.
Диабетон МR обладает высокой селективностью по отношению к калиевым каналам β-клеток поджелудочной железы. При этом коэффициент селективности препарата (соотношение действия на калиевые каналы β-клеток к влиянию на калиевые каналы коронарных сосудов) составляет 16 000:1. Аналогичный показатель для глибенкламида составляет 6:1. С позиции практического врача высокая β-клеточная избирательность Диабетона МR предусматривает уменьшение риска ухудшения течения таких распространенных у больных сахарным диабетом 2 типа сопутствующих заболеваний, как ишемическая болезнь сердца и артериальная гипертензия (Acheroft, Gribble, 2000).
Если с помощью пероральных сахароснижающих препаратов невозможно достичь удовлетворительного контроля гликемии, терапия должна быть модифицирована. В настоящее время рациональным считается назначение больным сахарным диабетом 2 типа комбинации препаратов сульфонилмочевины и инсулина.
Результаты исследования суточного профиля гликемии и гликозилированного гемоглобина у пациентов с тяжелой формой сахарного диабета 2 типа, получавших монотерапию инсулином и комбинацию Диабетона МR и препаратов инсулина, доказали существенное улучшение метаболического контроля при использовании комбинированной терапии. При этом у пациентов, ранее получавших терапию только инсулином, которая не приводила к удовлетворительной компенсации диабета, дополнительное назначение Диабетона МR позволяло снизить суточную дозу инсулина в среднем на 40% (Quatraro et а1.,1986), а также значительно улучшить метаболические показатели.
Таким образом, многочисленные лабораторные и клинические исследования, практический опыт применения Диабетона МR в эндокринологической практике подтверждают его эффективность в достижении долгосрочного оптимального гликемического контроля, отличную переносимость и уникальные вазопротекторные свойства. Диабетон МR соответствует современным требованиям к сахароснижающим препаратам для долгосрочной терапии больных сахарным диабетом 2 типа.
Женщина, 38 лет, поступила в неврологический стационар по скорой помощи с клиникой острого нарушения мозгового кровообращения в виде правостороннего гемипареза, афазии. Из анамнеза: с 20-летнего возраста имеет избыточный вес, наблюдалась по поводу поликистоза яичников; в течение последних 5 лет — периодическая жажда, полиурия, повышение АД до 180/100 мм рт. ст., около года назад впервые зарегистрирована гипергликемия натощак 12,5 ммоль/л. Не лечилась, повторно не обследовалась, клиника гемипареза и афазии развилась остро за несколько часов до поступления в стационар. При обследовании: АД 240/120 мм рт. ст., гликемия — 22,0 ммоль/л, содержание холестерина в крови 7,2 ммоль/л, триглицеридов — 8,4 ммоль/л. Наряду с нейротропными, гипотензивными препаратами, больной был назначен инсулин короткого действия в дозе 40-50 ЕД/сут под контролем гликемии. В течение недели состояние больной стабилизировалось, показатели гликемии колебались на уровне 6,0-12,0 ммоль/л, АД — 130/80 — 160/90 рт. ст., однако сохранялся глубокий гемипарез. Перевод на базис-болюсную схему инсулинотерапии позволил добиться уровня гликемии натощак до 6,5 ммоль/л, постпрандиальных показателей — до 9 ммоль/л. В период реабилитации церебрального инсульта пациентка в качестве лечения сахарного диабета получала монотерапию инсулином до 50 ЕД/сут, через 3 месяца переведена на комбинированную терапию инсулином и пероральными сахароснижающими препаратами. Из таблетированных препаратов был выбран Диабетон МR в дозе 60 мг/сут благодаря его эффективному сахароснижающему действию, низкому риску гипогликемических состояний, особенно опасных для ишемизированных клеток головного мозга, а также с учетом ангиопротекторных свойств препарата. Доза инсулина снижена с 50 до 36 ЕД/сут, показатели гликемии сохранялись на прежнем уровне. Через месяц после начала комбинированной терапии, учитывая удовлетворительную компенсацию сахарного диабета, пациентке предложена монотерапия Диабетоном МR в дозе 120 мг/сут. В течение 4 месяцев компенсация углеводного обмена сохранялась, при этом наблюдалось снижение гликемии натощак до 4,5-5,5 ммоль/л, постпрандиальной гликемии — до 8,2 ммоль/л, эпизоды гипогликемии отсутствовали, улучшились показатели липидного обмена: холестерин снизился до 4,8 ммоль/л, триглицериды — до 2,4 ммоль/л, речь, двигательная функция правых конечностей постепенно восстановились. Назначение Диабетона МR с учетом его специфических свойств было патогенетически оправдано, что позволило достичь лучшей компенсации сахарного диабета и улучшить качество жизни пациентки.