Микозы кожи – термин из профессиональной лексики врачей. Более понятным является простое определение «грибок». Однако каждый знает, что это не те грибы, на которые «охотимся» мы, мечтая вкусно приготовить. Эти грибки, несмотря на свою микроскопичность, сами «охотятся» на нас. К тому же обладают они завидным разнообразием, что объясняет столь многочисленные клинические проявления при поражении грибковой инфекцией. Сегодня мы поговорим о том, как распознать и «обезоружить» двух потенциальных врагов нашей кожи – возбудителей эпидермофитии и кандидоза.
Общее название кандидоз подразумевает возможность грибкового поражения не только кожи, но и слизистых оболочек, а также внутренних органов. Однако возбудителем заболевания остается все тот же относительно безобидный дрожжевой гриб из рода Candida – наиболее часто C. albicans и C. tropicalis (всего – до 168 видов возбудителей). Относительная безобидность данной грибковой инфекции проявляется в том, что все представители грибов Candida относятся к условно-патогенным, так как входят в состав нормальной флоры толстой кишки, рта, влагалища.
Считается, что первая встреча с грибами Candida происходит еще в раннем возрасте ребенка, но возможен и вариант внутриутробного инфицирования или во время рождения. Тем не менее, основным условием развития кандидоза является, прежде всего, низкий уровень общей и местной иммунорезистентности организма человека. Нарушения обмена веществ (например, углеводного), гормональные дисбалансы, ятрогенные вмешательства (например, курсы кортикостероидной и цитостатической терапии) выступают в роли системных предрасполагающих факторов. Это обуславливает снижение барьерных функций кожи и слизистых оболочек в сочетании с нарушениями общих иммунных реакций в организме. Поэтому массивность инфицирования и патогенность возбудителя при кандидозе более важны как причины заболевания лишь для изначально здорового человека. Итак, основой профилактики микоза кожи, вызванного кандидозной инфекцией, является повышение иммунных свойств организма. А это не только установки на здоровый образ жизни, но и своевременная коррекция различных обменных нарушений, предупреждение влияния вредных экзогенных факторов (рациональный выбор одежды, гигиенический режим, профилактика микротравм и внешнего инфицирования спорами грибов).
Проявления кандидоза многолики, и зависит это, безусловно, от очага «агрессии» грибковой инфекции – слизистые, кожа или внутренние органы. Чаще всего болеют дети и люди преклонного возраста. При кандидозе кожи, как правило, на пораженном участке формируется мокнущая эрозия с наличием крошковатого, серо-белесого налета. Очаги имеют четкие края. При этом интенсивность явлений воспаления зависит от непосредственной локализации процесса. Например, особенно выраженные и болезненные трещины на фоне сочной эрозии можно наблюдать при кандидозе кожи углов рта (кандидозная заеда) и околоногтевых валиков (дрожжевая паронихия). Наиболее частыми считаются кандидамикозы межпальцевых складок стоп и кистей. Нередко наблюдаются сочетания кандидоза межпальцевых складок и околоногтевых валиков с кандидозом ладоней. Последний может проявляться в двух основных формах: гиперкератотической (происходит диффузное утолщение рогового слоя с резким усилением рельефа кожных борозд) и везикуло-пустулезной (наблюдается шелушение в сочетании с отечностью, очаговой гиперемией и мацерацией). При кандидозе крупных складок кожи отмечают формирование пятен темно-красного цвета, с четкой границей и тенденцией к отслойке рогового слоя по краю очага поражения. Распространение инфекционно-воспалительного процесса со складок вызывает развитие кандидоза гладкой кожи. Эта форма микоза кожи кандидозного происхождения проявляется везикулезной сыпью со склонностью к эрозированию. Помимо этого выделяют такие формы, как кандидоз волосистой части головы, сосков, кандидозный баланопостит, хронический кожно-слизистый кандидоз и кандидоаллергия кожи. Отличием последней формы заболевания является то, что очаги аллергии являются вторичными; при этом дерматит, сопровождающийся выраженным зудом, не имеет связи с каким-либо поражением кожи.
Таким образом, разнообразие клинических форм кандидоза кожи убедительно доказывает, что диагностикой заболевания должен заниматься только специалист-дерматолог. Еще одной веской причиной этого является то, что диагноз в полной мере может быть подтвержден лишь результатами микробиологического исследования (соскоб с пораженного участка кожи), а не только оценкой данных осмотра.
Возбудителями эпидермофитии является также грибковая флора, которая поражает кожу и несколько реже ее придатки. Локализация очагов различна. Но с определенностью можно говорить о трех основных клинических формах – эпидермофития стоп, голеней, паховая эпидермофития. Говоря о возбудителях заболевания, стоит заметить, что ими являются распространенные в естественной природной среде микрогрибы, которые обладают достаточно выраженными факторами патогенности. Основным источником заражения, как правило, является почва. Само заражение чаще происходит опосредованно – через предметы, бывшие в употреблении у болеющего человека (например, полотенца, тапочки, термометры, белье и т.п.).
Дальнейший сценарий событий зависит от обоюдного контакта двух сторон – макроорганизма человека с его местными и системными факторами иммунитета к «чужому» и «гриба-захватчика», обладающего достаточно широким арсеналом средств (наличие рецепторов адгезии к клеткам кожи, устойчивость во внешней среде, немалую роль играет и массивность дозы инфицирования).
Интересно подчеркнуть, что название «эпидермофития» наиболее применимо лишь к одной из форм заболевания, а именно – к паховой эпидермофитии. Объясняется это тем, что приблизительно 40% случаев данного варианта заболевания обусловлены внедрением хлопьевидного эпидермофитона – Epidermophyton floccosum. Что же касается эпидермофитии стоп, то возбудителем данного микоза является Trihophyton mentagrophytes var. Interdigitale.
Важно подчеркнуть, что эпидермофитии стоп наиболее часто подвержены лица молодого возраста, чаще мужчины.
Первичный очаг поражения, как правило, расположен в межпальцевых складках. Эпидермофитию стоп также отличает разнообразие клинических форм. Это – стертая, гиперкератотическая, а также сквамозная, дисгидротическая, интертригинозная формы и онихомикоз. Уже при стертой форме заболевания может наблюдаться шелушение межпальцевых складок и образование микротрещин, которые пока еще не доставляют особых жалоб. При сквамозной форме шелушение выражено также и на боковой поверхности подошв. Кроме того, при сквамозно-гиперкератотической форме параллельно с шелушением можно наблюдать формирование омозолелостей с трещинами. Для интертригинозного варианта характерно образование мокнутий, эрозий, трещин. При этом четкие границы очага с характерной отслойкой эпидермиса на периферии, а также зуд, жжение позволяют предположить именно грибковую природу заболевания. Образование на сводах стопы и межпальцевых складках многочисленных пузырьков с достаточно толстой покрышкой является характерным отличием дисгидротической формы эпидермофитии стоп. Кроме того, особой разновидностью заболевания являются эпидермофитиды – аллергические высыпания, располагающиеся отдаленно или вблизи от первичного очага поражения. Отличительной особенностью считается их симметричность и полиморфизм.
При паховой эпидермофитии грибковой инфекцией поражаются паховые, а реже – другие крупные складки кожи с прилегающим к ним кожным покровом. Кроме того, возможно изолированное поражение кожи внутренней поверхности бедер, перианальной области, промежности. В результате аутоинфицирования микоз может развиваться в области локтевых и коленных сгибов, кожи волосистой части головы и на других участках кожного покрова. Заболеванию чаще подвержены лица мужского пола тучной комплекции. Важными предрасполагающими факторами выступают нарушения углеводного обмена (снижение толерантности к глюкозе и повышенный ее уровень в крови), а также склонность к потливости. Первичный очаг поражения часто представлен отечными, четко очерченными розовыми пятнами, которые склонны к слиянию. Края постепенно приобретают фестончатый рельеф, формируется приподнятый валик с пузырьками, эрозиями, пустулами, чешуйками и корочками. Описанные проявления сопровождаются зудом различной степени выраженности. Признаком регрессии воспалительного процесса в очаге микоза кожи считается появление шелушения с изменением оттенка кожи до бурого цвета. Естественным фактором, который поддерживает активность микотического процесса и воспаления является влажная среда.
Диагностика эпидермофитий в ряде случаев не представляет сложности для опытного дерматолога, однако даже достаточный клинический опыт обязательно подкрепляется результатами микроскопии чешуек кожного покрова с места очага поражения. Кроме того, необходимо проведение культурального исследования. Все вместе эти данные являются достаточным основанием для проведения дифференциальной диагностики и окончательной верификации имеющегося заболевания.
Таким образом, несмотря на кажущуюся простоту в определении того или иного микоза кожи, даже в случае только с двумя из них – эпидермофитией и кандидозом, ‒ мы неизбежно сталкиваемся с разнообразием симптоматики заболеваний. Поэтому единственно верным решением может быть лишь одно – не откладывать визит к врачу. Еще одна причина такой срочности заключается в том, что грибковые инфекции, исподволь «подтачивая» защитные резервы нашего иммунитета (особенно в случае стертых форм заболевания), способствуют абсолютно лишней сенсибилизации организма. А это формирует основу аллергических реакций, предрасполагая к развитию аутоиммунных процессов.
Лечение кандидоза кожи, равно как и эпидермофитии, должно проводиться не только сообразно природе заболевания, но и с учетом ряда факторов, в частности степени выраженности симптоматики, непосредственной формы заболевания и что немаловажно – возраста пациента. Поэтому не только диагностику, но и лечение микозов кожи следует предоставить квалифицированному врачу-дерматологу.
Наиболее общие принципы лечения кандидамикоза состоят, прежде всего, в устранении предрасполагающих факторов (эндокринные дисбалансы, заболевания пищеварительной системы с последующим дисбактериозом), коррекции терапии фоновых заболеваний, диетотерапии с ограничением углеводов и обогащением рациона витаминами, белками, минералами. Немаловажную роль играет и десенсибилизирующая терапия.
Известно, что при микозах кожи без вовлечения в процесс ногтевых пластинок успешность лечения во многом зависит от оптимального выбора наружного противогрибкового препарата. Такой подход в полной мере реализует основополагающий принцип терапии как таковой – этиологический.
В настоящее время выбор антимикотических средств для наружного применения достаточно широк. Их механизм действия сочетает возможность не только угнетать размножение грибковых клеток, нарушая обмен веществ, но и прямо разрушать их клеточную стенку.
Итак, мы узнали, как могут проявлять себя кандидамикозы и эпидермофитии. Возбудители этих грибковых заболеваний микроскопично малы, но, невзирая на это, обладают массой возможностей для «завоевания» нашего организма. Мы убедились, какими многоликими они могут быть. Вкратце ознакомились с принципами лечения отдельных грибковых заболеваний кожи. И все же: «Я знаю только то, что я ничего не знаю», ‒ сказал истинный мудрец. Поэтому не будем подвергать себя риску самодиагностики и самолечения – доверим заботу об этом квалифицированным специалистам-дерматологам.
Берегите здоровье!
Автор: врач дерматолог, к.м.н., Левченко Валерия Сергеевна