Применение препарата Соннат®-КМП у пациентов с нарушениями сна на фоне острого коронарного синдрома

Применение препарата Соннат<sup>®</sup>-КМП у пациентов с нарушениями сна на фоне острого коронарного синдрома

Лечение больных с острым коронарным синдромом продолжает оставаться одной из приоритетных задач кардиологии [1, 3]. Острый коронарный синдром (ОКС), включающий нестабильную стенокардию и острый инфаркт миокарда (ОИМ), является основной причиной

А. Э. Багрий, д. м. н., О. А. Приколота, Л. В. Лукашенко, Донецкий государственный медицинский университет; Т. Н. Калмыкова, к. м. н., областное клиническое ТМО, г. Донецк

Лечение больных с острым коронарным синдромом продолжает оставаться одной из приоритетных задач кардиологии [1, 3]. Острый коронарный синдром (ОКС), включающий нестабильную стенокардию и острый инфаркт миокарда (ОИМ), является основной причиной смертности у больных ишемической болезнью сердца [2, 3].

В современной кардиологической практике тактика ведения больных с ОКС определяется общепризнанными международными рекомендациями, базирующимися на результатах крупномасштабных контролируемых исследований. Использование разработанных в этих рекомендациях лечебных подходов, применение b-адреноблокаторов, статинов, ингибиторов ангиотензинпревращающего фермента (ИАПФ), антитромбоцитарных и антитромботических средств позволяет существенно снизить летальность и улучшить прогноз у больных с ОКС [2, 4, 5, 6].

Традиционно сложилось так, что время сна (примерно треть жизни пациента) не попадает в сферу анализа и диагностики. Вместе с тем, сон — это не просто состояние пониженной активности, он играет уникальную роль в поддержании жизнедеятельности организма. А. И. Бардер (1975) в ходе специальных исследований выявил группу заболеваний: стенокардию, инфаркт миокарда, артериальную гипертензию, инсульты и некоторые другие заболевания, достоверно связанные с расстройствами сна [7, 11]. По данным Mittlmen et al. (1999), 20% случаев инфаркта миокарда и 15% случаев внезапной смерти приходятся на время сна (между полуночью и 6 часами утра). Кроме того, инфаркты миокарда, развивающиеся во время ночного сна, имеют более тяжелое течение и чаще заканчиваются летальным исходом [10].

Приступы стенокардии также часто возникают в ночной период и, в свою очередь, вызывают инсомнию. Эмоциональное напряжение у пациентов с ишемической болезнью сердца заметно нарастает в вечерние и ночные часы из-за боязни повторения ангинозного приступа и смерти во время сна [9].

Кроме того, по данным Hung et al. (1993), у 5-9% населения работоспособного возраста наблюдается полное прекращение дыхания во сне продолжительностью до 10 секунд и более — обструктивное сонное апноэ. Такие приступы играют определенную роль в развитии инфаркта миокарда и внезапной смерти при ИБС, поскольку возникающая при этом гипоксемия способна провоцировать ишемию миокарда, что убедительно доказали исследователи Стэнфордской группы (P. Рhilip еt а1., 1993). Стенокардия и изменения сегмента QТ совпадают по времени с периодами тяжелого обструктивного сонного апноэ, сопровождавшимися эпизодами десатурации крови, неблагоприятно влияя на процесс реабилитации пациентов с инфарктом миокарда. Результаты, полученные Н. Меll et al. (1997), К. Daugawa (1998), свидетельствуют о том, что коррекция расстройств сна может улучшать течение острого коронарного синдрома (ОКС) и позитивно влиять на прогноз заболевания [13, 16].

К медикаментозной терапии инсомнических расстройств предъявляются определенные требования. Современные снотворные препараты должны быть активными при пероральном введении, давать быстрый эффект, сохранять эффективность при длительном применении, влиять на качественные характеристики сна, быть безопасными при передозировке и при приеме пожилыми людьми и соматическими больными. Кроме того, препараты не должны нарушать архитектонику сна, вызывать постсомнические расстройства, выраженные побочные эффекты, зависимость, привыкание и синдром отмены, расстройства краткосрочной памяти [9, 19].

Целью настоящего исследования было изучение эффективности и безопасности психотропного средства группы циклопирролона Соннат-КМП у больных с ОКС. Седативно-снотворное действие этого препарата обусловлено высокой степенью сродства его действующего вещества зопиклона к рецепторным комплексам ГАМК в центральной нервной системе. Особенностями данного гипнотика являются быстрота начала действия при лечении любых расстройств сна, восстановление его физиологической структуры, отсутствие кумуляции и дневной сонливости, медленное развитие толерантности и отсутствие неблагоприятного влияния на дыхательный центр [14, 17, 18].

Материалы и методы

Под проспективным наблюдением находилось 30 пациентов (14 мужчин и 16 женщин в возрасте от 54 до 85 лет, средний возраст составил 59,4±8,7 года) с ОКС и нарушениями сна. У 14 из них (46,6%) диагностирована нестабильная стенокардия, у 16 (53,3%) — ОИМ, в том числе ОИМ без патологического зубца Q у 6 (37,5%) и ОИМ с патологическим зубцом Q у 10 (62,5%) пациентов; артериальная гипертензия — у 26 (86,6%) пациентов, уровни их артериального давления не превышали 180/110 мм рт. ст. Нарушения ритма сердца отмечены у 14 (46,6%) больных: у 1 (7,1%) — фибрилляция предсердий, у 5 (35,7%) — политопная желудочковая экстрасистолия (ЖЭС), у 5 (35,7%) — групповая ЖЭС, у 3 (21,4%) — неустойчивые пароксизмы желудочковой тахикардии (продолжительностью не более 30 секунд). Клинические проявления сердечной недостаточности имели место у 28 (93,3%) пациентов: І степень — у 15 (53,5%) больных, ІІА — у 8 (28,5%), ІІБ — у 5 (17,8%). Во время пребывания в стационаре 28 (93,3%) пациентов получали b-адреноблокаторы, 28 (93,3%) — антитромботические средства (включая аспирин, тиенопиридиновые производные, низкомолекулярные гепарины), 24 (80%) — ИАПФ, 10 (33,3%) — статины, 24 (80%) — нитраты, 11 (36,7%) — амиодарон. Все больные в комплексной терапии получали Соннат-КМП в дозе 7,5 мг (1 таблетка) однократно за 30 минут до отхода ко сну. Длительность лечения составила в среднем 10,2 дня.

Сомнологическое обследование больных производилось с помощью анкетирования, за основу была принята пятибалльная оценка субъективных характеристик сна до и после лечения препаратом Соннат-КМП. Изучали следующие показатели: время засыпания, продолжительность сна, количество ночных пробуждений, качество сна, количество сновидений, качество утреннего пробуждения. Максимальному числу баллов соответствовал лучший результат. Данная анкета включала также и скрининг синдрома апноэ во сне [10]. По итогам анкетирования подсчитывалась суммарная оценка. Лечение препаратом Соннат-КМП считалось эффективным при увеличении количества баллов анкеты субъективной характеристики сна в процессе лечения не менее чем на 10 из 30 возможных. Статистическая обработка материала проводилась с помощью программы Microsoft Exel.

Результаты

Длительность нарушений сна у исследованных пациентов колебалась от 10 дней до 20 лет (в среднем — 6,3 года). Причем у женщин средняя длительность диссомнии составила 6 лет, а у мужчин — 7. Среди опрошенных больных, исходя из индивидуальных особенностей цикла «сон-бодрствование», преобладали «жаворонки» (57% пациентов), «совы» — 43%. Привычка к сиесте (дневному сну) наблюдалась у 28% больных, из которых 70% было женщин. В структуре нарушений сна изолированное нарушение засыпания наблюдалось лишь у 1 больного (3%), только на частые пробуждения обращали внимание 18% пациентов, а сочетанное нарушение сна имело место у всех остальных пациентов. На позднее окончательное пробуждение жаловались 39% обследованных, из которых 80% было мужчин. Дневную сонливость отмечали 82% больных, из них в состоянии активной деятельности — 43% (66% женщин и 34% мужчин). Эпизоды полного отсутствия сна отмечены в 18% наблюдений, среди которых присутствовали только женщины в возрасте от 42 до 79 лет. Анкетирование пациентов для скрининга синдрома апноэ во сне показало, что у 91% мужчин и 75% женщин (всего у 82 пациентов с ОКС) наблюдался ночной храп, а кратковременные зафиксированные остановки дыхания во сне — у 25% женщин и 40% мужчин (всего у 32% больных).

Применение препарата Соннат-КМП оказалось эффективным у 24 (80%) из наблюдавшихся пациентов. Характеристика эффективности в различных группах обследованных больных представлена в таблице 1. Как видно из представленной таблицы, эффективность препарата Соннат-КМП не зависела от пола и возраста пациентов. Препарат был в равной степени эффективен у пациентов с нестабильной стенокардией (78,6%) и с ОИМ (81,3%), при отсутствии (81,3%) и наличии нарушений ритма сердца (78,6%), у лиц без проявления сердечной недостаточности (100%) и при наличии таковых (78%), во всех случаях р>0,05.

Результаты оценки субъективных характеристик сна до и после лечения препаратом Соннат-КМП представлены в таблице 2 и на рисунках 1, 2. Соннат-КМП улучшал качественные и количественные характеристики сна у больных с ОКС на 40,3%.

В исследуемой группе больных ни в одном из случаев побочных эффектов препарата Соннат-КМП в сочетании с традиционной терапией ОКС не выявлено. Препарат хорошо переносили все больные. При динамическом наблюдении пациентов, получавших Соннат-КМП в комплексном лечении, какого-либо неблагоприятного влияния на эффективность базисной терапии основного заболевания не отмечалось.

Выводы

Препарат Соннат-КМП в обычной терапевтической дозировке (1 таблетка за 30 минут до сна) эффективно предотвращает нарушения сна, увеличивает его продолжительность, улучшает качество, не вызывает негативных побочных явлений у больных с ОКС. С учетом большого распространения соматогенных расстройств сна у пациентов с ОКС, препарат Соннат-КМП может быть рекомендован с лечебно-профилактической целью для коррекции нарушений сна у данной категории больных.

Литература

  1. Alexander R.W., Roberts R., Pratt C.M. Diagnosis and management of patients with acute myocardial infarction // Hurst’s The Heart, Arterial and Veins / Ed. by R.W.Alexander, R.C.Schlant, V.Fuster et al. — New York/San Francisco: McGraw-Hill, 1998.-Ch.47.-P. 1345-1433.
  2. Antmann E.M., Braunwald E. Acute myocardial infarction // Heart Disease. A Textbook of Cardiovascular Medicine / Ed. By E. Braunwald. — Phyladelphia / Toronto: Lippincott, Williams & Wilkins, 1997.- Ch. 37.- P.1184-1288.
  3. Braunstein J.B., Cheng A., Fakhry C. et al. ABCs of Cardiovascular disease risk management // Cardiol.Rev.-2001.-Vol.9.-P.96-105.
  4. Braunwald E., Antman E.M., Beasley J.W. et al. ACC/AHA Guidelines for the Management of Patient with Unstable Angina and Non-ST-segment Elevation Myocardial Infarction. A Report of the ACC/AHA Task Force on Practice Guidelines // J.Amer.Coll.Cardiol.- 2000.- Vol. 36.- P. 970-1062.
  5. Hammond T., Tanguay J.-F., Bourassa M.G. Management of coronary artery disease: therapeutic options in patients with diabetes // J.Amer.Coll.Cardiol.-2000.-Vol. 36.-P. 355-365
  6. Krumholz H.M., Chen I., Chen Y.-T. et al. Predicting of hospitalization for an acute myocardial infarction: results from cooperative cardiovascular project // J.Amer.Coll.Cardiol.-2001.-Vol.38.-P.453-459.
  7. Тhe Management of insomnia. Guidelines for Clinical Practice.- Chicago:The Upjohn Company, 1992.- 99 p.
  8. Swift C.G. Disorders, quality of life and use of hypnotic agents.// Sleep Disorders and Insomnia in the Elderly. Facts and Research in Gerontology.- 1993.- Vol.2. Suppl.- P. 165-175.
  9. Александровский Ю.А., Аведисова А.С., Литвищенко Ю.Ф. Современные средства и методы лечения нарушений сна. М., 1994, 81с.
  10. Вейн А.М., Левин Я.И. Нарушение сна и бодрствование. В кн.: Болезни нервной системы. М., Медицина, 2001, стр. 391-413.
  11. Вейн А.М., Хехт К. Сон человека. Физиология и патология. М., Медицина, 1989.
  12. Вейн А.М., Левин Я.И. Принципы современной фармакотерапии инсомнии// Журнал неврологии и психиатрии, 1998, № 5, с. 39-45.
  13. Воронин И.М. Обструкция верхних дыхательных путей во время сна как фактор риска сердечно-сосудистых заболеваний//Клиническая медицина, 2001, № 11, с. 4-7.
  14. Горьков В.А., Раюшкин В.А., Чурилин Ю.Ю. Эволюция фармакологии снотворных средств: от алкоголя к золпидему// Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корского, 1999, № 8, с. 63-67.
  15. Горьков В.А., Раюшкин В.А., Чурилин Ю.Ю. Фармакологические снотворные средства: история и сравнение// Новые медицинские технологии, 2001, № 6, с. 39-40.
  16. Елигулашвили Т.С., Полуэктов М.Г. V Всемирный конгресс по апноэ во сне// Журнал неврологии и психиатрии, 1998, № 3, с. 63-64.
  17. Зопиклон. Описание препарата. Регистр лекарственных средств России (Энциклопедия лекарств), РЛС-201, изд. 8-е, М., 2001, с. 349.
  18. Калмыкова Т., Сирота Н. Расстройства сна: современный взгляд на проблему, фармакологическая коррекция//Ліки України, 2002, №12, с. 40-41.
  19. Сиропятов О.Г., Дзержинська Н.А. Лікування розладів сну у пацієнтів інволюційного віку// Аптека Галицька, 2002, №5, с. 8-9.