Спорт высших достижений не обходится без допинга – «искусство» тренеров часто заключается и в том, чтобы найти препараты, повышающие результаты, но не считающиеся допингом. Так в списке запрещенных веществ неожиданно появились и инертные газы.
Интенсивные исследования, проводящиеся в закрытых лабораториях научных центров, направленные на поиск новых, еще неизвестных антидопинговым комиссиям веществ, часто приводят к неожиданным открытиям.
Подавляющее большинство спортивных болельщиков, поклонников легкой атлетики, гребли, плавания и некоторых других видов спорта и не подозревали о том, что многие их кумиры во время тренировок регулярно вдыхали экзотическую смесь газов, насыщенную не только кислородом, но и такими редким газами как аргон и ксенон.
Но на днях был обнародован пресс-релиз Всемирного антидопингового агентства (World Anti-Doping Agency – WADA) в котором содержатся поправки к перечню запрещенных веществ и препаратов.
Теперь в нем наряду с хорошо известными эритропоэтином и дарбепоэтином появились и аргон с ксеноном.
Все перечисленные вещества обладают способностью стимулировать эритропоэз, образование красных кровяных телец, которые доставляют молекулы кислорода в ткани.
Спортсмен, у которого мышцы получают повышенное количество кислорода, имеет заметное преимущество перед соперниками, тренирующимися «по старинке», по-честному без использования стимуляторов эритропоэза.
Журналисты спортивных изданий, которые неплохо разбираются в вопросах допинга, сразу же поспешили снабдить новость комментариями о том, что, согласно их информации, в распоряжении экспертов антидопинговых комиссий нет методов определения следов аргона и ксенона в крови атлетов.
Однако директор WADA по научной части профессор Оливер Рабин (Olivier Rabin) заверил скептиков, что работа над созданием метода определения этих газов в организмах спортсменов будет завершена еще до конца этого года.
А скептики другого рода удивлены объявлением аргона и ксенона вне закона и вместе с тем разрешением использовать во время тренировочного процесса метод гипербарической оксигенации, который также стимулирует выработку эритроцитов.