Витамин D является жизненно необходимым веществом для нормального функционирования различных систем организма – от опорно-двигательного аппарата до легких. А ученые из США открыли значение этого витамина для деятельности клеток головного мозга.
После открытия витамина D на протяжении многих лет было принято считать, что он главным образом обеспечивает полноценную минерализацию костной ткани, благодаря его способности улучшать усвоение кальция из продуктов питания в тонком кишечнике.
И лишь в последние полтора-два десятилетия было обнаружено, что роль этого витамина неизмеримо важнее: дефицит витамина D чреват не только детским рахитом, но и повышением риска развития самых разных болезней у взрослых от сердечно-сосудистых до туберкулеза легких.
Недавно сотрудники университета штата Кентукки (University of Kentucky) обнаружили, что нехватка витамина D быстро приводит к ухудшению функций головного мозга и резкому снижению интеллекта.
Таким образом, косвенно подтверждается неоднократно высказывавшаяся в последние годы гипотеза о роли дефицита витамина D в развитии такого тяжелого нейродегенеративного заболевания как болезнь Альцгеймера.
Ученые из университета штата Кентукки на протяжении нескольких месяцев давали лабораторным крысам корм, который был совершенно полноценным за исключением одного показателя – в рационе грызунов практически не было витамина D.
К концу эксперимента у крыс наблюдалось значительное ухудшение как долгосрочной, так и краткосрочной памяти – в частности, они быстро забывали уже известный им путь из лабиринта к выходу и лакомству, соответственно. В новом же, менее сложном лабиринте грызуны долго не могли запомнить столь нужную им дорогу к выходу.
Исследование головного мозга животных, проведенное после завершения эксперимента, обнаружило наличие выраженных признаков поражения тканей мозга оксидативным стрессом, который возникает под воздействием свободных радикалов.
«Дефицит витамина D очень часто наблюдается у пожилых людей. Прием ими препаратов этого витамина способствовал бы уменьшению разрушительных последствий оксидативного стресса», – отмечает руководитель этого исследования профессор Аллан Баттерфилд (Allan Butterfield).