Практика материального стимулирования сотрудников, ведущих здоровый образ жизни, все шире применяется в западных компаниях. А ученые обнаружили, что небольшие денежные «бонусы» побуждают к физической активности и больных после инфаркта миокарда.
Лечебная физкультура стала неотъемлемой частью восстановительной терапии после инфаркта миокарда, поскольку она не только способствует улучшению самочувствия больных и восстановлению их работоспособности, но и является эффективным средством профилактики повторного инфаркта.
Однако далеко не все больные соблюдают рекомендованный им режим физических нагрузок и стремятся проводить значительную часть времени в состоянии покоя.
Изучением того, как можно побудить больных, перенесших инфаркт миокарда и находящихся на реабилитации, соблюдать рекомендованный им режим физических нагрузок занимались канадские ученые из университета города Торонто (University of Toronto).
Сначала, наблюдая группу больных, численностью 1 500 человек, которые перенесли инфаркт, они обнаружили, что большинство участников прекращали регулярные занятия лечебной физкультурой не более чем 6 месяцев спустя после их начала.
Тогда исследователи стали выплачивать части пациентов денежное вознаграждение за регулярное посещение кабинета лечебной физкультуры – «премия» была, скорее, символической платой, так как ее сумма составляла всего 5 долларов США в неделю при условии, что больной не пропустил ни одного занятия.
Однако даже такой денежный бонус оказался довольно мощным стимулом: в экспериментальной группе, членам которой выплачивалось денежное вознаграждение, посещаемость кабинета лечебной физкультуры полгода спустя после начала занятий была почти на 40% выше, чем в контрольной группе, участники которой денег не получали, а лишь прослушали лекцию о пользе физических нагрузок в период реабилитации.
«Оказалось, что даже незначительный «денежный подарок» вызывает более сильную мотивацию, чем подробное разъяснение того, что лечебная физкультура снижает риск смерти от повторного инфаркта на 50%», – комментирует один из соавторов этого исследования профессор Марк Митчелл (Marc Mitchell).