Считается, что бессонница значительно повышает риск развития сахарного диабета и сердечно-сосудистых болезней. Также недосыпающий человек днем чувствует себя разбитым. А недавно ученые обнаружили у жертв бессонницы стойкие нарушения функций мозга.
Чувство дневной сонливости, трудности с концентрацией внимания и снижение работоспособности – это явления, с которыми хорошо знакомы те, кому практически каждую ночь приходится «считать овец» в надежде забыться сном хоть на короткое время.
Однако, как выяснили ученые из США, перечисленные явления – это лишь надводная часть айсберга. Нарушения сна и его хронический дефицит приводят к серьезным нарушениям мозговых функций.
Исследователи из университета штата Калифорния в Сан-Диего (University of California, San Diego) изучали активность мозга 50 добровольцев с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии.
Из 50 испытуемых 25 страдали хронической бессонницей, а остальные 25 (контрольная группа) проблем со сном не имели.
Во время эксперимента все участники выполняли тестовые задания, требовавшие хорошей скорости реакции и развитой способности к запоминанию.
Средние результаты выполнения тестов, как и ожидалось, были хуже в группе страдавших бессонницей. Однако в дополнение к этому функциональная магнитно-резонансная томография обнаружила существенную разницу в активности мозга между участниками обеих групп.
У недосыпавших испытуемых зоны мозга, ответственные за кратковременную память практически никогда не включались на полную мощность.
Кроме того, у страдавших бессонницей при выполнении заданий некоторые участки мозга (в частности ответственные за зрительные образы) продолжали активно функционировать в фоновом режиме, чего не наблюдалось в контрольной группе.
Другими словами, недосыпавшие испытуемые параллельно с выполнением заданий продолжали невольно думать на отвлеченные темы, никак не связанные с прохождением тестов.
«Бессонница приводит к ухудшению функциональных возможностей мозга: у недосыпающих людей он начинает работать менее эффективно», – отмечает руководитель этого исследования профессор Шон Драммонд (Sean Drummond).