В любой стране, где существуют клиники репродуктивной медицины, их деятельность регламентируется четко прописанными законами. Но в Швеции случилось то, что называется «юридический казус». Умирая, местная жительница завещала сестре… свои яйцеклетки.
Завещание шведки, скончавшейся в конце минувшего года от рака, составлено по всем правилам и заверено нотариусом. Однако ее сестра, которая, согласно завещанию, является единственной наследницей, пока не может ни вступить в права наследования, ни выполнить последнюю волю умирающей.
Проблема заключается в том, что умершая жительница одного из городов северного региона Швеции завещала сестре свои неоплодотворенные яйцеклетки, которые хранятся в криобанке одного из центров репродуктивной медицины Швеции.
Кроме того, согласно завещанию, получив наследство, сестра умершей должна обратиться в клинику, чтобы врачи оплодотворили яйцеклетки донорской спермой, а затем имплантировали полученные бластоцисты в ее матку для последующего вынашивания и рождения 1-го или 2-х детей.
Но подобная процедура с точки зрения закона является ничем иным как суррогатным материнством, которое запрещено в Швеции. По этой причине сестра умершей просит разрешения властей вывезти «наследство» из Швеции в одну из соседних стран, где разрешено суррогатное материнство.
Подобный прецедент не встречался в юридической практике не только Швеции, но и других стран мира.
Для решения этого вопроса потребовалось его рассмотрение несколькими правительственными организациями, включая Национальный совет по медицинской этике (Statens medicinsk-etiska rеd).
В защиту «наследницы» активно выступила Ассоциация врачей-гинекологов Швеции (Swedish Women Doctors Association), не говоря уже о многочисленных общественных организациях, борющихся за права женщин.
Теперь слово за чиновниками министерства здравоохранения Швеции, которые могут в порядке исключения разрешить вывоз за пределы страны замороженных яйцеклеток. Транспортировать их придется в специальном «термосе», обеспечивающим необходимую температуру.