Современные методики генетического анализа позволяют предсказывать риск развития определенных онкологических заболеваний. Некоторые люди, узнав о своей плохой наследственности, избавляются от «ненадежных», но все еще вполне здоровых органов.
Во многих случаях мутация определенного гена может передаваться в роду из поколения в поколение. Например, еще в XIX веке врачи, благодаря своей наблюдательности, знали, что у женщины, у которой мать, бабушка или тетки болели раком молочной железы, очень высок риск тоже стать жертвой этого заболевания.
Но только в наши дни наследственный характер некоторых форм рака был доказан благодаря созданию методов генетического анализа.
Подобная процедура достаточно популярна в западных странах, однако очень скоро после внедрения ее в медицинскую практику врачи столкнулись с неожиданной проблемой морально-этического характера.
Очень многие женщины, узнав о своей генетической предрасположенности к раку груди, требовали удалить им совершенно здоровые молочные железы – постепенно подобные операции «по заказу» стали едва ли не рутинными, так как многие врачи шли навстречу подобным просьбам.
Теперь это явление, к которому профессиональные медики относятся очень неоднозначно, вышло на новый уровень.
Жительница США, 51-летняя Линн Фишер (Lynne Fisher) добилась полного удаления толстой кишки, в которой отсутствовала какая-либо патология.
Когда ей было 34 года, с разницей в 1 год умерли ее отец и его брат, дядя Линн Фишер. Обоих убил рак толстого кишечника. Еще 10 лет спустя от той же болезни умер и ее младший брат. Двумя годами позже та же форма рака унесла и жизнь ее старшего брата.
К тому времени медики уже получили возможность проводить генетический анализ практически в любой клинике, и такое обследование показало, что Линн является носительницей особой мутации гена, которая резко повышает ее шансы заболеть раком кишечника.
После ее настоятельных требований хирурги сделали ей сложнейшую операцию: удалили толстую кишку почти полностью, а тонкий кишечник «реконструировали» таким образом, чтобы он частично взял на себя функции толстого.
«Теперь 30 минут спустя после каждого приема пищи мне необходимо посетить туалет. Но я не сожалею о своем решении: страх умереть от рака кишечника покинул меня», – рассказывает необычная пациентка.