Перемены ситуации в борьбе с малярией иногда начинают напоминать сводки с фронта – молниеносную перегруппировку сил способны производить как возбудители этой болезни, так и противостоящие им люди. Старый препарат хлорохин вновь в арсенале медиков.
Весной этого года появились первые тревожные сообщения о том, что сначала в Юго-Восточной Азии, а затем в Африке были обнаружены разновидности плазмодиев (Plasmodium falciparum), возбудителей малярии, которые обладали устойчивостью к самым новым противомалярийным препаратам из группы производных артемизина.
Позднее было установлено, что в значительной мере это печальное явление произошло из-за значительного распространения поддельных лекарств в регионах планеты, страдающих от малярии. Такие препараты содержали, в лучшем случае, очень малые дозы действующих веществ, что давало возможность плазмодиям не только выжить, но и выработать резистентность к новейшим лекарствам.
Ситуация на фронте борьбы с малярией складывалась очень тяжелая, но результаты последнего исследования датских специалистов дают основания для некоторого оптимизма.
Исследователи из университета Копенгагена (University of Copenhagen), изучая свойства штамма плазмодиев, которые поражают жителей сразу нескольких африканских стран, неожиданно обнаружили, что обладающие устойчивостью к новым препаратам простейшие оказались очень чувствительны к воздействию хлорохина.
Хлорохин является старым препаратом, который был синтезирован еще в начале 30-х годов ХХ века. Постепенно его практически перестали использовать по причине довольно высокой токсичности для человеческого организма, а главным образом из-за появления у плазмодиев все той же пресловутой резистентности.
Однако теперь «дедушка» антималярийной терапии вновь на какое-то время сможет приносить пользу людям.
«Мы обнаружили, что 70% паразитов, выделенных нами в Сенегале, Танзании, Мозамбике и Малави, проявляли высокую чувствительность к воздействию хлорохина», – сообщает радостное известие руководитель этой научной работы профессор Майкл Алифрангис (Michael Alifrangis).