Популярность марафонского бега постепенно растет – все больше людей, не являющихся профессиональными спортсменами, выходит на трассы популярных ежегодных забегов. Однако невероятная нагрузка может вызвать необратимые изменения желудочков сердца.
Открытие, которое сделали австралийские ученые, должно, с одной стороны, предостеречь многих любителей, стремящихся покорить трассу длиной 42 км 195 м, а с другой – стать поводом для разработки новых, более научно обоснованных методик тренировок бегунов на самую длинную дистанцию.
Исследователи из университета австралийского города Мельбурн (University of Melbourne, Australia) обнаружили, что чрезмерная физическая нагрузка, которой подвергается бегун на марафонской дистанции, способна привести к опасным изменениям в тканях правого желудочка сердца.
Авторы подвергли тщательному обследованию с использованием самой современной диагностической аппаратуры более 40 ведущих марафонцев страны, которые были совершенно здоровы и никогда не имели проблем с сердцем.
Однако обследование спортсменов непосредственно сразу же после финиша марафонской дистанции показало, что их сердца заметно увеличивались в размерах, а также при этом отмечалось ухудшение работы правого желудочка сердца. Задача этой одной из четырех камер сердца – направлять поток крови в легкие для обогащения ее там кислородом.
Повторное обследование бегунов неделю спустя после марафонского забега показало, что у большинства из них функции сердца нормализовались, однако у 5 самых опытных спортсменов было обнаружено рубцевание тканей правого желудочка.
Участки, где на ткани сердца имеются рубцы, со временем могут потерять свою упругость: появится выпячивание – так называемая аневризма, и главный насос организма станет выполнять свою задачу намного хуже.
«Я не считаю, что человеческий организм устроен таким образом, чтобы выдерживать столь колоссальные физические нагрузки: например, тренироваться по 11 часов в день, как делают некоторые марафонцы. Такие нагрузки представляют реальную угрозу сердцу», – предостерегает профессор Андре Ла Герш (Andre La Gerche), руководивший этой научной работой