Просторы интернета, огромный выбор телепрограмм и печатных СМИ обеспечили современным людям свободный доступ к самой разнообразной информации, значительная часть которой, так или иначе, относится к здоровью или медицине. Однако далеко не вся такая информация верна. Представляем семь самых распространенных медицинских и околомедицинских мифов, широко разрекламированных средствами массовой информации и не имеющих под собой никаких оснований.
Самые широко разрекламированные мифы о здоровье касаются:
Рассмотрим эти утверждения и разберемся, насколько они соответствуют действительности.
Впервые рекомендация выпивать в течение суток 8 стаканов воды появилась в печатных медицинских журналах в 1945 году. В ней говорится о том, что у большинства взрослых людей суточная потребность в воде составляет 2,5 литра или 1 миллилитр воды на каждую килокаллорию, полученную из съеденной пищи. Однако тут же упоминается, что большая часть необходимой нашему организму воды содержится в готовой еде. Игнорирование второй части утверждения и привело к тому, что данный совет стал истолковываться людьми как рекомендация выпивать по восемь стаканов воды (из расчета 300 мл в стакане) в день. Эту рекомендацию поддержали некоторые известные диетологи, например Фредерик Старе, который когда-то советовал выпивать в сутки от 6 до 8 стаканов жидкости - воды, кофе, чая, молока, безалкогольных напитков, пива и т.д. Обзор научных статей, проведенный учеными под руководством Хайнца Валтина и опубликованный в американском журнале Physiology (Физиология), показал отсутствие каких-либо научных данных в пользу подобного утверждения. Более того, проведенные исследования показали, что адекватные потребности здорового организма в воде полностью удовлетворяются за счет привычного суточного потребления воды и различных напитков. И наоборот, потребление питьевой воды в избыточных количествах воды может привести к нежелательным и даже опасным результатам, включая водную интоксикацию, гипонатриемию и (в тяжелых случаях) даже смерть.
Вере в субоптимальное использование возможностей головного мозга вот уже около 100 лет, и она сохраняется, несмотря на все открытия и находки в области неврологии. Есть версии, согласно которым эта идея принадлежала Альберту Эйнштейну, однако подобное высказывание ученого нигде и никогда не было задокументировано. Обзор литературы показал, что широкое признание этот миф получил в 1907 году, растиражированный в журналах, ратующих за самосовершенствование человека и реализацию скрытых возможностей. Тем не менее, результаты патологоанатомических исследований, анализа диагностических изображений головного мозга, клинических испытаний с изучением локализации мозговых функций, микроструктурного анализа и метаболических исследований показывают, что используемая часть головного мозга составляет значительно больше заявленных 10%. Так, в исследованиях с участием пациентов с черепно-мозговой травмой было обнаружено, что повреждение практически любой части мозга имеет специфические и долгосрочные психические, вегетативные и поведенческие последствия. Исследования с анализом изображений мозга свидетельствуют о том, что ни одна область мозга не является абсолютно "молчащей" или неактивной. Исследование функций мозга позволило определить локализацию большинства из них: регионы, ответственные за разные функции, оказались расположенными в разных отделах мозга, "неработающие" 90% мозгового вещества не обнаружены. И исследования на микроскопическом уровне с изоляцией одиночных нейронов указали на отсутствие в мозге неактивных областей. Аналогичным образом, метаболические исследования не выявили в головном мозге никаких "зон покоя".
Это один из популярных мифов, увековеченный, в том числе, в известных литературных произведениях, например в книге Эриха Марии Ремарка "На западном фронте без перемен". Между тем, большинство патологоанатомов и судебных медиков опровергают подобную возможность. Видимость роста волос и ногтей связана с таким посмертным явлением как обезвоживание и высушивание кожи и мягких тканей, ведущее к "втягиванию" кожи вокруг волос и ногтей. Такое высыхание тканей создает впечатление увеличения длины волос и ногтей, что, однако, является не более чем оптическим обманом. Это объяснение подтверждается и тем фактом, что рост волос и ногтей требует поставки питательных веществ и комплексной регуляции, прекращающихся со смертью человека.
Этот миф активно поддерживается средствами массой информации, да и сами люди в большинстве своем видели подобное явление на собственном теле. Однако научные данные опровергают и это утверждение. Еще в 30-х годах прошлого века клиническое исследование показало, что факт бритья никак не влияет на рост волос. Более поздние исследования подтвердили, что от подобного воздействия также не меняются ни толщина, ни цвет растущего волоса. Исследования с применение микроскопии и исследования структуры волоса показывают, что при бритье удаляется "мертвая" часть волоса, а "живые" структуры, расположенные ниже уровня кожи и определяющие темпы роста и характеристику волос, в процессе битья не затрагиваются. Объяснение ощущению грубости волос, отросших после сбривания, очень простое - на кончике волоса, на который воздействовала бритва, отсутствует конечная коническая часть, присутствующая на несбритом волосе и создающая впечатление большей мягкости и тонкости волос, которых не касалась бритва. Аналогично, новые волосы, отросшие после сбривания, не подвергались осветляющему воздействию солнечных лучей и различных химических соединений, поэтому и создается впечатление, что они темнее.
В основе этого мифа лежат неприятные ощущения, которые каждый из нас испытывал при чтении в плохо освещенном помещении, и которые напрямую связаны с чрезмерным напряжением и усталостью глаз. Субоптимальное освещение может создать проблемы с фокусировкой зрения, а также снижает частоту мигания, что приводит к высыханию слизистой оболочки глаза и связанным с сухостью неприятным ощущениям. Неприятные ощущения усиливаются, если человек постоянно щурится. Однако, важно, что все перечисленные эффекты - временные, они не имеют долгосрочных последствий и не влияют на остроту нашего зрения. Большинство офтальмологов согласны, что чтение при плохом освещении не вредит человеку, поскольку, несмотря на перечисленные неприятные симптомы, не меняет структур и функцию глаз. Все изменения, связанные с подобным чтением, полностью исчезают после того, как мы прекращаем читать и даем глазам немного отдохнуть.
Этот миф особенно распространен среди жителей западных стран и основан на научно подверженном факте присутствия в мясе индейки аминокислоты триптофана. При этом также известно, что триптофан участвует в регуляции настроения и сна, и что в больших количествах это соединение может вызывать сонливость. К тому же вещество, известное как L-триптофан входит в состав снотворных препаратов. Тем не менее, химический анализ мяса индейки показал, что в нем нет избыточных количеств триптофана. В реальности, содержание этого вещества в мясе индейки почти не отличается уровней, обнаруженных в мясе курицы или говяжьем фарше (примерно 350 мг на 115 г), и значительно уступает концентрации аминокислоты в некоторых других продуктах, таких как свинина или сыр. Более того, любые эффекты триптофана, поступающего из мяса индейки, тормозятся, если вместе с мясом этой птицы человек съедает другую пищу, что, по мнению экспертов, объясняется торможением кишечного всасывания триптофана. Таким образом, сонливость, которую испытывают некоторые люди, поевшие мясо индейки, имеет происхождение, не связанное с эффектами триптофана. Наиболее вероятным объяснением сонливости является типичное для периода после приема твердой пищи снижение уровня кровоснабжения и оксигенации головного мозга, связанное с некоторым перераспределением кровообращения в пользу пищеварительного тракта. Определенную роль также может играть вино, которое часто употребляют вместе с мясом индейки.
Считается, что источником этого мифа стала история, опубликованная в 2002 году на одном из американских правительственных веб-сайтов, в которой звонок на мобильный телефон в операционной привел к непреднамеренному введению пациенту лишней дозы адреналина из инфузионной помпы. После этой публикации, влиятельный журнал Wall Street Journal разместил на первой странице одного из своих номеров статью об этой опасности, ссылаясь на материалы, полученные из более чем 100 докладов о возможном влиянии электромагнитных помех на работу медицинских устройств, опубликованных до 1993 года. С этого момента многие больницы запретили использование мобильных телефонов на своей территории, увековечив этот миф. Однако более поздний анализ современной базы данных не выявил сведений о случаях смерти, связанных с использованием мобильного телефона в медицинском учреждении или больнице. Справедливости ради, следует упомянуть, что сообщения о незначительных сбоях в работе мониторов и неисправностях инфузионных помп, вероятно, связанных с применением мобильных телефонов, все же иногда поступали. Недавнее исследование, проведенное в Великобритании, показало, что мобильные телефоны влияли на работу не более 4% устройств и только на расстоянии менее 1 метра, частота серьезных влияний не превышала 0,1%. В американском исследовании, проведенном 2005 году, в 510 тестовых испытаниях, выполненных с применением 16 медицинских приборов и 6 мобильных телефонов, частота клинически значимых помех не превышала 1,2%. Аналогичное исследование, проведенное в странах Европы, показало, что мобильные телефоны способны лишь на минимальное вмешательство и только с расстояния менее 1 метра. При этом технологии последних поколений минимизируют даже такое небольшое возможное вмешательство мобильных телефонов. Исследование, проведенное в 2007 году, уже не обнаружило никаких влияний со стороны мобильных телефонов в ходе 300 тестов, выполненных в 75 различных помещениях медицинского назначения. Напротив, масштабный опрос анестезиологов показал, что использование мобильных телефонов врачами было связано со снижением риска врачебной ошибки или причинения вреда пациенту на 22% (относительный риск 0,78; 95% доверительный интервал 0,62 до 0,96).
Таким образом, ни одно из рассмотренных положений не имеет под собой убедительной доказательной базы, они являются не более чем мифами. Радует то, что в большинстве своем эти мифы безопасны для нашего здоровья.
Автор: врач семейной медицины, к.м.н. Масляник Юлия Николаевна