«Крайности сходятся»… Это выражение отражает широко распространенное убеждение, что при поисках потенциального супруга люди часто притягиваются к индивидуумам, во всем отличающимся от них самих. В действительности это далеко не так. В
«Крайности сходятся»… Это выражение отражает широко распространенное убеждение, что при поисках потенциального супруга люди часто притягиваются к индивидуумам, во всем отличающимся от них самих. В действительности это далеко не так.
В недавно опубликованном научном исследовании, проведенном профессором отдела нейробиологии и психологии Корнелльского университета доктором Стивеном Эмленом и его бывшим студентом доктором Питером Бастоном из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре, говорится, что человек гораздо чаще ищет в своем сексуальном партнере и друге на всю жизнь существо, которое ему ближе и, главное, понятнее. А кто может быть вам ближе и понятнее, чем вы сами? Поэтому партнеры ищут друг в друге себе подобных. Красивые чаще ищут красивых. Преданные семье, любящие детей и долгое застолье с друзьями, ждут того же от человека, который будет разделять с ними супружеское ложе.
Поиск людей, близких по взглядам, происхождению, интересам, — дело и для женщин, и для мужчин, казалось бы, одинаково естественное. И это легко заметить, читая брачные объявления в газетах. Впрочем, есть разница в том, какие требования предъявляют к партнерам мужчины и женщины. Новая наука «неодарвинизм» — она же «эволюционная психология» — отмечает, что мужчины более сконцентрированы на физическом облике партнерши, тогда как женщин больше интересуют финансовая обеспеченность и амбициозность их поклонника. Если следовать такой точке зрения, то самая идеальная пара — калифорнийский миллиардер и официантка из Рио-де-Жанейро. У него — полная материальная обеспеченность и известность, а у нее — идеальные физические параметры с головы до ног.
Но нет, эта пара далеко не идеальная, и брак вряд ли окажется удачным, если верить упомянутому исследованию профессора Стивена Эмлена и доктора Питера Бастона. Эти ученые, проанализировав результаты опросника о предпочтениях в долгосрочных отношениях, обнаружили, что мужчины, ищущие в женщине красоту, вовсе не являются богачами или богатыми наследниками, зато считают собственную внешность неотразимой. А мужчины, считающие себя весьма состоятельными и амбициозными, предпочитают для брачного союза состоятельную женщину с положением в обществе, а физическая привлекательность для них — дело второстепенное.
У женщин оказалось то же самое: дамы, уверенные в своей привлекательности, ищут, чтобы их потенциальный муж тоже хорошо смотрелся. А девушки из привилегированных семей желают, чтобы жених тоже знал назначение каждой из четырех вилок, лежащих на столе.
Этот принцип — «хочу, чтобы моя вторая половина была моей копией» — входит в первую десятку отмеченных участниками опроса пожеланий. Другие — это преданность, супружеская верность, привязанность к семье, хорошее здоровье, желание иметь детей и воспитывать их и так далее, и тому подобное. Насколько высоко или насколько низко оценит ищущий искомого, зависит, при всем прочем, от того, на какую ступень ищущий ставит самого себя. Выводы подробного опроса на эту тему, в котором участвовали 978 жителей города Итака в штате Нью-Йорк, где находится Корнелльский университет (это были в основном студенты в возрасте от 18 до 24 лет), опубликованы в «Трудах Национальной академии наук» США.
«Судя по всему, люди ищут партнеров, подходящих по целому ряду вполне конкретных параметров, — говорит профессор Эмлен. — Я и мой коллега профессор Бастон — эволюционные биологи, и нам интересно, почему люди берут за правило искать в партнерах свое собственное отражение. Одна из причин заключается, видимо, в понимании того факта, что в этом случае в совместной жизни будет меньше конфликтов, будет выше вероятность более стабильных и длительных отношений, что, естественно, положительно отразится на психологическом здоровье будущих детей».
У таких существ, как гомо сапиенс, которые воспитывают детей в течение, как минимум, десяти и более лет, относительная спаянность семьи дает возможность для возникновения своего рода династий, для передачи нравственных традиций из поколения в поколение.
Когда профессоров, проводивших исследования, спросили, почему они не включили в список главных требований к будущему жизненному партнеру интеллект, они ответили, что хотели сконцентрироваться исключительно на качествах, имеющих отношение к потенциалу воспроизводства. А интеллект в этом деле играет далеко не первостепенную роль.
Профессор эволюционной психологии Ливерпульского университета Робин Дунбар положительно отозвался о результатах исследования, хотя указал на такой недостаток, как невнимание к разнице между идеальным искомым образом и реальным, компромиссным.
Профессор психологии Техасского университета Дэвид Басс, известный своим исследованием о проблемах выбора супругов, проведенным с участием более 10 тысяч человек из 37 стран, сказал о новом исследовании Эмлена и Бастона следующее: «Авторы представили в своих выводах что-то новое и что-то верное, но, к сожалению, среди того, что верно, нового не так много, а среди того, что ново, не так много верного».
О том, что люди подбирают в супруги подобных себе, профессор Басс писал в книге «Эволюция желания», выпущенной еще в 1994 году. Он подверг критике авторов нового исследования за то, что они не уделили большего внимания разнице в требованиях к партнеру у мужчин и у женщин. На это профессор Эмлен ответил, что о различиях в подходе к выбору партнеров писали многие, в том числе и профессор Басс, а задачей нового исследования был поиск идентичности в подходе. Обнаруженная идентичность — это и есть «новое и верное». На это профессор Бастон заметил, что, действительно, в требованиях к партнеру у мужчин и у женщин имеется существенная разница. Например, красивая женщина скорее будет заинтересована в мужчине с деньгами, чем красивый мужчина в женщине с деньгами. А молодой обеспеченный мужчина скорее предпочтет внешне привлекательную девушку, чем женщину не очень привлекательную, но со средствами.
Конечно, очень важно, кто и как определяет степень привлекательности и обеспеченности, важно, насколько отражает реальность представление ищущего о себе. Чем меньше у женщины оснований считать себя весьма привлекательной, тем меньше вероятность того, что ей удастся сделать правильный выбор.
Насколько универсальными для разных культур и народов являются выводы американских исследователей, пока не ясно. Поэтому автор делают осторожную оговорку, что разговор идет о предпочтениях в западном обществе. По словам профессора Бастона, подход к поиску супруга может быть совершенно иным, например в полигамном обществе.
В конце концов, человек — существо сложное. И в том, что касается сердечных дел, даже психология и биология не могут с уверенностью определить, что ищет человек по другую сторону своего зеркального отражения.