Боль – это субъективное понятие. Несмотря на развитие медицинской науки, ученые до сих пор до конца не понимают, как человек ощущает боль. Чувствительность к боли зависит от множества факторов, в том числе и от психологических.
Но, когда у человека что-то болит, ему необходима помощь. Казалось бы, обезболивающих препаратов огромное множество. Почему же иногда эти средства оказываются бессильны перед болью? И чем врач может помочь своему пациенту?
О нейропатической боли мы беседовали с доктором медицинских наук, профессором кафедры нервных болезней ФППОВ Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова Андреем Борисовичем Даниловым.
– Когда стало понятно, что болевой синдром может иметь разную природу?
– 20 лет назад возник относительно новый подход к оценке болевого синдрома. Потребность в новом взгляде на боль возникла из-за того, что болевые синдромы оказались по-разному чувствительны к разным формам лекарственной терапии. Благодаря наличию этой терапевтической проблемы и возникло деление болевых синдромов на две группы: ноцицептивные и нейропатические.
Оказалось, что боли, которые эффективно лечатся НПВП и анальгетиками, – это боли, обусловленные раздражением болевых рецепторов – ноцицепторов, которые расположены в коже, мышцах, связках и внутренних органах. Это виды боли, при которых есть повреждение ткани: ожог, травма, воспаление, растяжение.
Но есть вторая категория синдромов, которые не поддаются терапии НПВП и простыми анальгетиками. Эти боли обусловлены поражением нервной системы, как периферической, так и центральной. Их называют нейропатическими. В популяции они встречаются в 1,5-2% случаев.
Возникает парадоксальная ситуация: человек принимает обезболивающее средство, а боль не проходит.
– При каких заболеваниях чаще всего возникают нейропатические боли?
– В первую очередь это диабетическая полинейропатия. Наряду с другой симптоматикой у пациентов – снижение рефлексов, онемение, сухость кожи – возникают упорные, постоянные, жгучие, интенсивные боли, которые преследуют пациента и днем, и ночью и не реагируют ни на какие анальгетики.
Еще один характерный пример нейропатической боли – постгерпетическая невралгия. Она развивается у пожилых людей после перенесенного опоясывающего герпеса. В начале заболевания есть болезненные высыпания в области грудной клетки. Но после того как высыпания проходят, у некоторых пациентов боли сохраняются и переходят в длительную фазу, называемую постгерпетической невралгией.
Нейропатические боли бывают при мононейропатиях, травмах периферических нервов и сплетений. Фантомные боли у пациентов, перенесших ампутации, тоже нейропатические. У 60% пациентов в течение первого года после травмы спинного мозга развиваются нейропатические боли. Они также возникают при рассеянном склерозе, сирингомиелии, опухолях, после церебральных инсультов (постинсультная центральная боль). В основе нейропатической боли лежит нарушение работы систем, ответственных за контроль боли, которое возникает в результате их поражения при различных заболеваниях нервной системы.
Следует отметить также ряд синдромов, где болевой синдром является смешанным, т. е. присутствуют как ноцицептивный, так и нейропатический компоненты. К ним относятся корешковые боли (радикулопатия), онкологические боли, туннельные синдромы.
– Каковы отличительные черты нейропатической боли?
– Это особо тяжелый вариант хронической боли, проявляющийся постоянными интенсивными жгучими или простреливающими болями, которые продолжаются в течение трех-шести месяцев подряд. Чаще всего боль сопровождается снижением мышечной силы и набором сенсорных феноменов, таких как парестезии, дизестезия, гиперпатия, гипералгезия и аллодиния. Суть последней заключается в том, что пациент испытывает болевые ощущения в ответ на неболевые раздражения. Простое прикосновение, холод или тепло пациентом воспринимаются как боль настолько сильная, что он не в состоянии надеть носок или накрыть себя одеялом. Иногда малейшего ветерка достаточно, чтобы вызвать боль. Как правило, у таких больных нарушен сон, имеются депрессивные и тревожные нарушения.
В настоящее время существуют специальные опросники для оценки данного синдрома. В анкетах – достаточно простые вопросы, с помощью которых можно понять, с каким видом боли мы имеем дело – ноцицептивной или нейропатической.
– Чем лечат нейропатическую боль?
– Поскольку нейропатические боли не поддаются терапии традиционными обезболивающими препаратами, сегодня для лечения нейропатических болевых синдромов используются препараты из других групп. Это антидепрессанты, антиконвульсанты, местные анестетики и опиаты.
Может показаться, что некоторые из этих препаратов никакого отношения к боли не имеют. Но это не так. Эффективными в лечении боли будут все те препараты, которые позволяют воздействовать на системы, контролирующие боль.
Известно, что у человека в головном мозге есть несколько систем, способных модулировать и контролировать боль. Назначая антидепрессанты, врач получает возможность воздействовать на серотониновую и норадренергическую системы. Чем больше серотонина, тем лучше работают системы, влияющие на боль, чем больше норадреналина – тем меньше боль. При этом эффективнее всего работают неселективные препараты: трициклические антидепрессанты, в частности амитриптилин, и ингибиторы обратного захвата серотонина и норадреналина – дулоксетин.
Весьма эффективны при нейропатической боли антиконвульсанты. Эта группа препаратов имеет богатую историю (например, карбамазепин при тригеминальной невралгии). Их антиалгическая эффективность связана с механизмом блокирования натриевых ионных каналов периферических нервов. Но среди современных антиконвульсантов есть препараты, которые действуют в синапсе на уровне заднего рога, где первый сенсорный нейрон стыкуется со вторым. Это препараты габапентин и прегабалин. Передатчиком в данном синапсе является глутамат, и при нейропатических болях этот синапс работает избыточно, что способствует поддержанию боли. А габапентин и прегабалин – препараты, действующие через опосредованный кальциевый механизм, блокируют выброс глутамата в синаптическую щель, чем способствуют редукции ноцицептивной передачи в синапсе и соответственно уменьшают интенсивность боли. Эти препараты показаны при периферических и центральных нейропатических болях.
При очень интенсивных нейропатических болях используют опиаты.
– Если существуют препараты, при помощи которых можно хорошо лечить нейропатические боли, то почему они не назначаются пациентам?
– Проблема заключается в том, что пациенты, а зачастую и врачи, не понимают, зачем для лечения боли необходимы сложные психотропные средства (антидепрессанты) или препараты для лечения эпилепсии (антиконвульсанты). Поэтому хорошо, что в аннотациях к новым препаратам габапентин и прегабалин уже указано самостоятельное показание в виде нейропатической боли. Следует подчеркнуть, что в задачу врача входит не только назначение правильного препарата, но и адекватное объяснение пациенту, для чего этот препарат назначен, сроки ожидаемого эффекта, возможные побочные реакции.
Габапентин и прегабалин прошли многократные клинические исследования в Америке и Европе в соответствии с принципами доказательной медицины и сегодня стоят на первом месте при лечении всех видов нейропатической боли. Дальнейшие перспективы развития медицинской науки связаны с разработкой препаратов специально для лечения нейропатической боли независимо от этиологии.
В лечении нейропатической боли чрезвычайно важно учитывать особенности личности пациента, его психологическое состояние, оценивать сон, аппетит, степень социальной дезадаптации. Длительно текущая боль неизбежно меняет психологическое состояние человека, влияет на его трудоспособность и качество жизни в целом. И здесь важен комплексный подход. Наряду с фармакотерапией должны использоваться немедикаментозные методы реабилитации. Это – психотерапия, релаксационные методики, иглоукалывание, чрескожная электронейростимуляция, массаж и т. д. Данные методы в определенной степени могут усилить работу антиноцицептивных систем и повысить толерантность к боли. Но хочу подчеркнуть, что при высокой интенсивности нейропатической боли нужна своевременная и адекватная обезболивающая терапия с помощью указанных выше антиконвульсантов, антидепрессантов, а в ряде случаев – опиатов.