Проблема онкозаболеваний сегодня волнует все человечество: согласно прогнозу ВОЗ к 2020 году число заболевших раком может достичь 20 миллионов человек. В Украине больных с раковой патологией более 165 тысяч, к 2010 году ожидается,
Проблема онкозаболеваний сегодня волнует все человечество: согласно прогнозу ВОЗ к 2020 году число заболевших раком может достичь 20 миллионов человек. В Украине больных с раковой патологией более 165 тысяч, к 2010 году ожидается, что их число возрастет до 200 тысяч. В структуре смертности онкозаболевания занимают второе место после сердечно-сосудистой патологии. Все, что касается вопросов первичной и вторичной профилактики, диагностики, лечения и реабилитации онкобольных, является актуальнейшей проблемой как для медицинской общественности, так и для общества в целом. О состоянии онкологической помощи населению г. Киева, о первоочередных задачах и проблемах, которые стоят перед специалистами, работающими в данной отрасли медицины, о новых современных методах диагностики и лечения, перспективах развития онкологии нашему корреспонденту рассказывает главный врач Киевской городской онкологической больницы Геннадий Петрович Олийниченко.
—На мой взгляд, онкология нуждается в новых, более совершенных и эффективных методах лечения, направленных на улучшение качества жизни онкологических больных. Первоочередное звено в успешном лечении столь серьезной патологии — ранняя диагностика и своевременное выявление заболевания. Это очень важный этап, которому в мире уделяется огромное внимание. Современная диагностическая аппаратура позволяет диагностировать опухоль даже самых малых размеров, что достаточно положительно сказывается на последующем лечебном процессе.
Пациентам нашей клиники мы проводим иммуногистохимическое исследование, благодаря которому определяется гормональная природа опухолевого процесса. Учитывая предпосылки развития опухолевого процесса, можно достаточно аргументированно говорить о прогнозе и лечении заболевания. Этот метод, к сожалению, применяется не во всех клиниках Украины. На базе нашей больницы действует одна из наиболее оснащенных лабораторий.
Лечение онкологических больных — это целый комплекс мероприятий, в который входят: хирургическое лечение, химиотерапия, лучевая терапия, гормональная и иммунотерапия. У нас нет проблем с приобретением химиопрепаратов, изотопов. Все наши потребности удовлетворяются за счет бюджетных средств, мы хорошо обеспечены и препаратами для гормональной терапии.
Отделения нашей клиники оснащены современной аппаратурой для проведения сеансов лучевой терапии, что дает возможность значительно уменьшить время сеанса лучевой терапии (с 15 минут до 40 секунд) и избежать поражения прилежащих и подлежащих тканей, поскольку действие лучей направлено непосредственно на опухолевый очаг. Кроме того, аппаратура не представляет радиологической опасности ни для пациента, ни для медработника, проводящего сеанс лучевой терапии.
—Как построена в вашей клинике структура оказания онкопомощи пациентам?
—Наша больница — головное учреждение, на базе которого работает диспансерное отделение. На учете у нас — 42030 человек, каждый больной вносится в канцер-регистр, в котором имеется полная информация начиная от момента заболевания. К сожалению, все еще нет должной обратной связи между нашей больницей и районными лечебными учреждениями. Многие хирурги и хирурги-маммологи, которые направляют к нам своих пациентов, порой не интересуются их дальнейшей судьбой. Я считаю, что пациент не должен выпадать из-под контроля, необходимо изменить существующую систему так, чтобы начали работать скрининговые программы по раку различной локализации.
Еще один негативный момент, с которым нам часто приходится сталкиваться, — отсутствие онконастороженности у врачей общей практики и обязательных профилактических осмотров. сами пациенты не всегда с должным вниманием относятся к собственному здоровью. в итоге мы сталкиваемся с несвоевременной диагностикой злокачественных новообразований. Для того чтобы хоть как-то изменить сложившуюся ситуацию, мы проводим на базе нашей клиники стажировку врачей общей практики. Так, в 2002 году 40 врачей и 70 медсестер прошли стажировку на рабочем месте. Основная наша задача заключается в том, чтобы переориентировать районные структуры, онкослужбы на организацию раннего выявления опухолевых заболеваний и постоянного контроля за этим процессом.
—А как обстоят дела с обеспечением медпрепаратами и оборудованием?
—Как я уже говорил, все наши потребности удовлетворяются за счет бюджетных средств. Мы применяем как стандартные, так и дорогостоящие препараты различного профиля, которые в комбинации дают хорошие результаты. Что касается препаратов, только что появившихся на украинском фармацевтическом рынке, я бы не рекомендовал их широко использовать до тех пор, пока не будет стопроцентных доказательств их эффективности. Часто препараты, которые рекламируют как панацею от всех бед, на практике оказываются обычными стандартными средствами, а по эффективности не уступают препаратам, на протяжении многих лет успешно применяющимся в онкологии.
Хотя, с другой стороны, онкология настолько сложная область медицины, что не стоит отказываться от чего-либо нового, а, наоборот, следует изучать новые препараты, их действие, чтобы, в конечном итоге, получить хороший результат в лечении онкозаболеваний.
Говоря о диагностической аппаратуре, хотелось бы отметить, что довольно часто нам приходится сталкиваться со следующей проблемой — большинство диагностического оборудования (аппараты УЗИ, маммографы и другие) сосредоточены, как правило, в ведомственных лечебных учреждениях и используются не в полной мере, несут гораздо меньшую функциональную нагрузку. Приведу следующие цифры: у нас в больнице аппараты работают в 2-3 смены, нагрузка на них составляет 200-300%, а в большинстве районов города нагрузка на аппарат в среднем — 30-40%. И еще, районные больницы практически не используют мощность такой структуры, как диагностический центр, в котором достаточно сильный врачебный потенциал и высокие современные технические возможности.
—Геннадий Петрович, каковы, на ваш взгляд, перспективы развития экспериментальной и клинической онкологии?
—Стремительное внедрение в медицинскую практику лучевой и химиотерапии привело к бесконтрольному их применению, что ускорило формирование резистентности к этим видам терапевтического воздействия. Разработка и внедрение новых адекватных методов ранней дифференциальной диагностики позволяют выявить рак на начальной стадии и эффективно с ним бороться.
Мои коллеги из Института экспериментальной патологии, онкологии и радиологии им. Р. Е. Кавецкого многие годы проводят активную работу по разработке новых методов терапии онкопатологий. Перспективным, на мой взгляд, направлением, от развития которого во многом зависит будущее онкологии, является разработка и усовершенствование противоопухолевых вакцин, которые подбираются индивидуально для каждого пациента с учетом морфологических особенностей онкогенеза. Еще один новый метод, о котором хотелось сказать, — иммунотерапия. Действие его, в первую очередь, направлено не на саму опухоль, а на усиление противоопухолевой защиты организма, которая играет значительную роль в возникновении и развитии злокачественных новообразований. Необходимо усилить защитную функцию организма и систем, предотвращающих возникновение опухолевого процесса.
Мировые тенденции в развитии биотерапии рака во многом обусловлены тем, что современные биотехнологии дают возможность получать уникальные средства — моноклональные антитела, позволяющие корригировать процессы роста, дифференцирования и апоптоза опухолевых клеток.
В онкологии благодаря развитию новых технологий вновь стал широко использоваться такой метод, как криотерапия — лечение низкими температурами злокачественных новообразований.
Необходимо использовать маркеры, которые позволяют проследить эффективность проводимого лечения и определить концентрацию опухолевых клеток в организме пациента. Пользуясь этим методом, можно быстро и безошибочно определить показания, выработать тактику лечения, подобрать препараты.
Хотелось бы подчеркнуть, что без применения современных методов диагностики, схем лечения, качественных химиопрепаратов добиться высоких результатов в онкологии невозможно.
Подводя итог вышесказанному, хочу подчеркнуть, что за последние годы в диагностике и лечении онкозаболеваний достигнут значительный прогресс. Наука продвинулась вперед в изучении механизмов возникновения рака, считавшиеся ранее неизлечимыми опухолевые заболевания сегодня можно лечить при своевременном выявлении. К этим заболеваниям относятся лейкозы, опухоли молочной железы и женской половой сферы, рак желудка, кишечника, предстательной железы, другие опухоли.
Значительно возросли возможности таких методов, как химиотерапия, лучевая терапия, иммунотерапия. На фармацевтическом рынке Украины появились химиопрепараты, обладающие избирательным действием именно на опухолевые клетки, завершаются клинические испытания противоопухолевых вакцин.
Так что есть перспективы, есть планы на будущее, впереди — научно-практическая конференция с международным участием «ОНКОЛОГИЯ-ХХI», которая состоится 9-10 октября 2003 года. Специалисты, принимающие участие в ее работе, смогут поделиться опытом, решить часть вопросов, стоящих сегодня как перед онкологами-практиками, так и перед онкологической наукой в целом.