Как показывает статистика, около 15% населения Украины страдают хроническими формами ИБС. После гипертоников, составляющих почти треть населения, это второй по численности контингент больных, с которыми имеет дело врач-кардиолог. По результатам оценки
Как показывает статистика, около 15% населения Украины страдают хроническими формами ИБС. После гипертоников, составляющих почти треть населения, это второй по численности контингент больных, с которыми имеет дело врач-кардиолог. По результатам оценки 10-летнего риска развития фатальных сердечно-сосудистых заболеваний в европейской популяции с учетом половой принадлежности, возраста, систолического АД, уровня общего ХС и курения, Украина относится к странам наиболее высокого риска. Результаты пятилетнего наблюдения за больными ИБС с поражением двух и более коронарных сосудов, получавшими медикаментозное лечение, свидетельствуют, что 51% из них переносят повторный инфаркт миокарда или коронарную смерть. Это диктует необходимость постоянного совершенствования существующих методов лечения и разработки новых подходов к терапии ИБС.
Об этом сегодня наша беседа с доктором медицинских наук, профессором, главным кардиологом МЗ Украины, заведующим отделом атеросклероза и хронической ИБС Института кардиологии им. Н. Д. Стражеско АМН Украины Михаилом Илларионовичем Лутаем.
— Ведение таких больных предусматривает прежде всего воздействие на факторы риска, изменение стиля жизни, а также применение медикаментозной терапии, методов эндоваскулярного и хирургического лечения. Необходимо отметить, что в развитых странах отдается предпочтение эндоваскулярным и хирургическим методам перед назначением исключительно только медикаментозного лечения.
Модификация факторов риска и изменение стиля жизни включает такие мероприятия, как отказ от курения, коррекция дислипидемии при помощи диеты и/или медикаментов с тем, чтобы достигнуть уровня общего холестерина <4,5 ммоль/л и ЛПНП <2,5 ммоль/л; снижение массы тела (рекомендуется так называемая средиземноморская диета: овощи, фрукты, рыба, птица). Обязательным моментом является лечение артериальной гипертензии (достижение АД <130/85 мм рт. ст.) и сахарного диабета. Что касается заместительной гормональной терапии у женщин в постменопаузальном периоде, страдающих ИБС, то, как показывают данные исследований (РЕРI, 1995; PHOREA, 1999; ERA, 2000), ее назначение существенного влияния на течение ИБС не оказывает, вместе с тем возрастает риск развития опухолевых заболеваний. Борьба с гиподинамией подразумевает повышение физической активности с учетом результатов стресс-теста.
Современная концепция лечения больных ИБС основывается на рекомендациях Европейского общества кардиологов и включает такие пункты:
Лечение стабильной стенокардии должно быть направлено на улучшение качества жизни (уменьшение выраженности симптомов), предотвращение коронарных событий (инфаркт миокарда, нестабильная стенокардия, внезапная смерть) и увеличение продолжительности жизни пациентов.
Фармакологическое лечение хронических форм ИБС включает следующие группы препаратов.
Если говорить об уровнях доказательности применения различных препаратов при лечении стабильной стенокардии, то класс доказательности IА имеют холестеринснижающие препараты и аспирин; класс IIВ — β-блокаторы, антагонисты кальция и нитраты пролонгированного действия. Следует уточнить, что исследований по изучению влияния антиангинальных препаратов на конечные точки ИБС у больных со стабильной стенокардией не так уж много. Основное число исследований проводилось среди пациентов, перенесших инфаркт миокарда, а полученные данные были экстраполированы на больных со стабильной стенокардией. Доказательные данные есть по триметазидину и ранолазину, но в нашей стране зарегистрирован только триметазидин.
К медикаментозным средствам для лечения стабильной стенокардии также относят ингибиторы АПФ — рамиприл и периндоприл (HOPE, EUROPA), NO-доноры — L-аргинин, активаторы калиевых каналов — никорандил, блокаторы If-каналов клеток синоатриального узла (ивабрадин), снижающие частоту сердечных сокращений.
В подходах к назначению гиполипидемических средств был совершен переворот, когда выяснилось, что даже нормальный уровень холестерина потенциально опасен в отношении развития и прогрессирования атеросклероза коронарных сосудов. Как оказалось, 35% больных с ИБС не имеют повышенного уровня холестерина, что сопровождается дислипопротеинемией с высоким содержанием атерогенных частиц (аполипопротеина В и ЛПНП). Особенно часто такие нарушения наблюдаются у больных с метаболическим синдромом и СД. В исследовании CARE (The Cholesterol and Recurrent Events Trial) впервые была показана польза липидснижающего лечения (правастатин) у пациентов, перенесших сердечную атаку, со средним уровнем холестерина 209 мг/дл. Верхнюю границу нормы для холестерина в 50-х годах принимали за 300 мг/дл, с 1987 года — 200 мг/дл, в будущем, по мнению R. Vogel, она составит всего лишь 150 мг/дл.
Результаты ангиографии в серии исследований с применением различных гиполипидемических препаратов подтвердили их способность приводить к регрессии коронарного атеросклероза. Однако выраженные клинические эффекты при применении статинов не соответствовали минимальным ангиографическим результатам. Как оказалось, помимо угнетения роста атеросклеротической бляшки путем уменьшения накопления липидов и снижения миграции клеток воспаления, статины реализуют основной механизм действия через нормализацию функции эндотелия и стабилизацию атеросклеротической бляшки, которая становится более плотной и устойчивой к механическим воздействиям. Соответственно снижается вероятность разрыва бляшки и развития тромбоза, что лежит в основе острого коронарного синдрома.
Как показали результаты исследований (AFCAPS / TexCAPS, WOSCOPS, 4S, CARE, LIPID, MIRACL, AVERT), применение статинов приводит к снижению на 25-40% коронарной смертности, на 26-36% уменьшает риск развития ишемических событий.
Наиболее эффективным статином сегодня признан розувастатин. У нас этот препарат не зарегистрирован. Хорошо зарекомендовали себя ловастатин и симвастатин. Меньшей эффективностью обладает правастатин. Наибольшее количество исследований посвящено симвастатину.
В крупном исследовании HPS (Heart Protection Study) оценивали влияние симвастатина (40 мг) и антиоксидантов (600 мг витамина Е, 250 мг витамина С, 20 мг β-каротина ежедневно) на общую смертность и смертность от других причин у пациентов с высоким риском сосудистых осложнений. По результатам исследования сделаны выводы: 40 мг симвастатина в день безопасно снижает риск развития инфаркта миокарда, инсульта и реваскуляризации, по меньшей мере, на треть; за пять лет лечения симвастатином исчезают основные сосудистые осложнения: у 100 из каждой 1000 пациентов с ИМ в анамнезе; у 80 — с другими формами ИБС; у 70 — с СД (возраст более 40 лет); у 70 — с инсультом в анамнезе; у 70 — с другими заболеваниями периферических сосудов.
Клинические исследования с симвастатином демонстрируют убедительные результаты влияния препарата на конечные точки. Доказана его хорошая переносимость. В сравнении с аторвастатином симвастатин более эффективен в повышении холестерина ЛПВП. Вместе с тем, аторвастатин в эквивалентных дозах более существенно снижает общий ХС и ХС ЛПНП, а также триглицериды, но его недостатками остаются вероятность развития тахифилаксии и эффект значительного дозозависимого снижения действия клопидогреля при совместном применении препаратов.
Самое страшное осложнение при лечении статинами — рабдомиолиз. Его распространенность среди пациентов, принимающих статины, составляет 4 случая на 1 млн. пациентов в год. При проведении крупных исследований клинически рабдомиолиз не выявлялся, а повышение КФК в 10 раз выше нормального отмечалось в 0,03% случаев при низкой дозе препарата и до 2% — при высокой дозе. Обращает на себя внимание в 10 раз большее количество случаев рабдомиолиза, связанное с применением церивастатина в сравнении с другими статинами, что ограничивает его применение.
Результаты клинических исследований статинов в отношении коронарного риска позволяют сделать вывод, что статины необходимо назначать всем больным с доказанной ИБС, независимо от исходного уровня ХС. Неназначение липидснижающих препаратов таким больным — врачебная ошибка.
Противоатеросклеротическим действием обладают и некоторые препараты, не влияющие на липидный спектр крови. Так, в экспериментальных и рандомизированных клинических исследованиях доказаны торможение атеросклеротического процесса и снижение частоты развития его осложнений под влиянием ингибиторов АПФ — рамиприла (НОРЕ,1999), периндоприла (EUROPA, 2003) и блокаторов кальциевых каналов — амлодипина (PREVENT, 1999), лацидипина (ELSA, 2002).
К перспективным подходам к стабилизации атеросклеротической бляшки в настоящее время относят методы генной терапии, направленные на повышение экспрессии тканевых ингибиторов металлопротеиназ, уменьшение выработки ядерного фактора k B путем блокирования соответствующих м-РНК, увеличение экспрессии NO-синтетазы, простациклинсинтетазы, продукции ингибитора тканевого тромбопластина.
Среди антитромбоцитарных средств у больных ИБС золотым стандартом по-прежнему остается ацетилсалициловая кислота. Два года тому назад известный кардиолог E. Braunwald в одном из выступлений сказал: «Я не могу поверить, что и в следующие 10 лет антитромботическим препаратом для приема внутрь, который мы будем использовать, останется аспирин». Шагнуть дальше аспирина было мечтой кардиологов второго тысячелетия. В третье тысячелетие мы вошли с клопидогрелем. Исследование CAPRIE (1996), проведенное на 19 185 больных с ИБС, показало, что клопидогрель больше, чем аспирин, уменьшал (на 8,7%) частоту развития сердечно-сосудистой смертности, инфаркта миокарда, инсульта, он лучше переносится больными. Недостатком, ограничивающим его широкое применение, является высокая стоимость препарата, по этой причине даже в развитых странах аспирин назначают более широко. При наличии противопоказаний к назначению аспирина, клопидогреля и тиклопидина можно применять варфарин.
Назначая антиангинальные препараты гемодинамического действия, следует помнить, что у больных со стабильной стенокардией препаратами выбора являются β-блокаторы, у которых отсутствует внутренняя симпатомиметическая активность. Необходима осторожность при их назначении больным с синдромом слабости синусового узла, пожилым пациентам и при значительном снижении сократительной функции миокарда. При противопоказаниях к β-блокаторам добавляют блокаторы кальциевых каналов, такие как дилтиазем, верапамил, больным с вазоспастической стенокардией их назначение предпочтительно.
В исследованиях по эффективности β-блокаторов — метопролола (Швеция,1981), тимолола (Норвегия, 1981), пропранолола (США, 1982) получены положительные результаты, подтверждающие их эффективность в сравнении с плацебо. В ходе исследования ASIST (1994) показано, что лечение больных с асимптомным и малосимптомным течением заболевания атенололом (100 мг/день) приводило к уменьшению частоты и выраженности ишемических эпизодов через 4 недели и риска коронарных осложнений (смерть, ИМ) через год. Результаты исследования Carvedilol vs Metoprolol (1999) показали большую эффективность карведилола (25 мг/2 раза в день, 50 мг/2 раза в день), чем метопролола (50 мг/2 раза в день, 100 мг/2 раза в день), а также увеличение времени до возникновения депрессии сегмента ST. В исследовании MIRSA (1992) не выявлено существенных различий в эффективности бисопролола (10 мг/день) и атенолола (100 мг/день). По результатам исследования TIBBS (1996) бисопролол уменьшал утренний пик ишемии, был более эффективен, чем нифедипин, и улучшал отдаленные прогнозы. В исследовании APSIS (1996) метопролол превосходил по эффективности верапамил: смертность при его назначении составляла 5,4%, верапамила — 6,2%.
В серии других исследований ученые пытались получить ответ на вопрос, в чем преимущества комбинированной терапии антиангинальными препаратами. Так, в исследовании TIBET (1996) показано отсутствие дополнительных преимуществ комбинированной терапии атенололом и нифедипином перед монотерапией этими препаратами. В исследовании IMAGE (1996) достигнута дополнительная антиишемическая эффективность комбинированной терапии метопролол+нифедипин у пациентов, не чувствительных к монотерапии. Результаты исследования FERGUSON (2000) свидетельствовали, что комбинация бисопролола и антагониста кальция (амлодипин или нифедипин) обеспечивает меньшие преимущества, чем монотерапия. В исследовании PEHRSSON атенолол и амлодипин при нагрузочных тестах были столь же эффективны, как и их комбинация. Таким образом, если монотерапия гемодинамическим препаратом при правильном подборе дозы эффективна, то комбинированная терапия из двух гемодинамических препаратов несколько улучшает толерантность к физической нагрузке, но незначительно. Полученные результаты свидетельствуют об отсутствии дополнительных преимуществ комбинированной терапии препаратами гемодинамического действия, по сравнению с монотерапией этими же препаратами. Несмотря на различия в механизмах действия β-блокаторов и блокаторов кальциевых каналов, суммарный антиангинальный эффект у них приблизительно одинаков.
Рекомендуется сочетать терапию β-блокаторами с метаболическими препаратами. В последних исследованиях (TRI-MAK 2000, TRIMPOL-II 2000) показана эффективность комбинации метопролола и прямого ингибитора β-окисления жирных кислот — триметазидина. Успешно его применение в комбинации с несколькими антиангинальными средствами (TRIKET 2000). Разработана пролонгированная форма триметазидина — Предуктал MR, который по сравнению с Предукталом (20 мг) имеет лучший фармакокинетический профиль (удерживает плазменную концентрацию на 31% выше на протяжении суток), что обеспечивает значительный прирост времени до появления депрессии сегмента ST на 1 мм в конце междозового интервала и лучшую толерантность к физическим нагрузкам.
Пациентам с частыми ангинозными приступами необходимо назначать нитраты. Следует помнить, что у больных ИБС, также как у больных АГ, наиболее опасный период в плане развития критических кардиальных событий — преходящей ишемии, нефатального ИМ, внезапной сердечной смерти — составляет приблизительно с 6 до 12 часов. Так, риск возникновения стенокардии в 3 раза выше в утреннее время (с 9 до 12 часов), 50% всех приступов происходит утром в первые 6 часов после подъема (исследование ESCVA). В связи с этим предпочтительно назначение нитратов пролонгированного действия, например изосорбида мононитрата (Оликард ретард). Его концентрация в плазме крови не опускается ниже терапевтической на протяжении суток. Нельзя забывать о реально существующей возможности развития толерантности к нитратам. В меньшей степени это касается изосорбида мононитрата, который на протяжении длительного времени (как минимум, год) сохраняет эффективность и поэтому является препаратом выбора из группы нитратов.
Особое место в лечении ИБС отводится ингибиторам АПФ. В известном исследовании EUROPA с участием 12 218 больных ИБС, наблюдавшихся на протяжении четырех лет, оценивалась эффективность периндоприла (8 мг/день). Были получены следующие результаты: снижение при назначении периндоприла частоты развития сердечно-сосудистых осложнений (коронарная смерть, ИМ, остановка сердца) на 20% (р=0,0003), вероятности возникновения ИМ (фатального и нефатального) на 24% (р=0,001), сердечной недостаточности на 39% (р=0,002). По заключению K. Fox (2003), периндоприл, назначенный в дополнение к стандартной, оптимальной терапии в течение четырех лет, способен предотвратить 50 тысяч инфарктов миокарда или смертей от сердечно-сосудистых заболеваний в стране с населением в 60 млн. человек.
Подводя итоги, можно сказать, что на сегодняшний день принципы медикаментозной терапии стабильной стенокардии основываются на таких доказанных фактах:
Приходится констатировать факт, что оптимальное лечение ИБС не проводится. Значительное количество пациентов сообщают о побочном влиянии лекарственной терапии, проявляющемся повышенной утомляемостью, головными болями, отеками, импотенцией, депрессией. 62% больных, страдающих ИБС, расценивают качество своей жизни как «неудовлетворительное» или «плохое», только 17% пациентов не испытывают приступов стенокардии, 82% больных меняют образ жизни для предупреждения приступов стенокардии: избегают физической активности, активного отдыха и эмоциональных стрессов, много спят или отдыхают, не выходя из дома.
Как улучшить качество жизни таких больных, предотвратить развитие сердечно-сосудистых катастроф и продлить период активной жизнедеятельности — в этом направлении ведется поиск эффективных средств и наиболее разумных подходов терапии.